Найти в Дзене
судьба человека

Моральное насилие или детские шалости?

Чаще всего ребенок подвергается не столько физичес­ким нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической распра­вы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требо­вания преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой. Шестилетняя Юля очень дорожила дружбой с семилетней Ритой, которая грозилась прервать их отношения, если Юля не согласит­ся с ней поменяться куклами, заколками и т.д. Более сильные сверстники склонны прибегать к угрозам физической расправы над жертвой в случае ее неповиновения. Запугивание может про­сто доставлять удовольствие преследователю, например, он может гоняться за жертвой, угрожая ее отлупить, но не стремиться при­вести угрозу в исполнение, удовлетворяясь испугом и унижением другого. Но самой распространенной формой насилия в детском

Чаще всего ребенок подвергается не столько физичес­ким нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической распра­вы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требо­вания преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.

Шестилетняя Юля очень дорожила дружбой с семилетней Ритой, которая грозилась прервать их отношения, если Юля не согласит­ся с ней поменяться куклами, заколками и т.д. Более сильные сверстники склонны прибегать к угрозам физической расправы над жертвой в случае ее неповиновения. Запугивание может про­сто доставлять удовольствие преследователю, например, он может гоняться за жертвой, угрожая ее отлупить, но не стремиться при­вести угрозу в исполнение, удовлетворяясь испугом и унижением другого. Но самой распространенной формой насилия в детском коллективе являются обзывательства и оскорбления — так назы­ваемая вербальная агрессия.

-2

Обзывание является наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Ученики третьих и пятых классов, в кото­рых был проведен анонимный опрос «За что вы не любите не­которых одноклассников?», чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Именно на «обзывательство» со стороны од­ноклассников чаще всего жалуются отвергаемые дети. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертву, зло­радно комментируют его рисунки, принадлежащие ему вещи («Ну и сундук у него вместо портфеля!», «Ты что, этот костюм на помойке нашел?!»), оскорбляют его близких (обсуждают его родных, дают им обидные прозвища). Последнее, пожалуй, ра­нит ребенка больнее, чем собственное прозвище.

Клички и дразнилки

Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные сло­ва? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обыч­но «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

-3

«Обзывание — это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это не­избежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется кто и на что может в ней претендо­вать.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследова­ние, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследо­вав около тысячи детей в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состо­ит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. «Иметь кличку — это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным»**.

—провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверст­ника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его пого­няться за собой, побороться, принять вызов);

—шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стре­мится повеселить окружающих);

—самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах ок­ружающих, «поставить его на место», утвердить лидер­скую позицию).

Месть (обиженный или униженный ребенок начинает драз­нить обидчика, особенно если не может ответить физичес­ки; так же поступает от зависти).

Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла — дразнящий не понимает, что другому обидно, он при­вык отмечать особенности окружающих, выявлять их характер­ные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это нико­го не обижает.