Как и обещал, рассказываю о настоящем советском фанке. И начну, пожалуй, со своей родины – Республики Башкортостан. Как известно, республика в общем и Уфа в частности имеют давние джазовые традиции. Это и определило звучание тех коллективов, что творили в регионе в советское время.
Разговор пойдет о вокально-инструментальном ансамбле Радуга из второго по значимости города Башкирии – Стерлитамака. Понятное дело, что из-за высокой конкуренции со стороны столичных ВИА эта группа осталась малозамеченной, однако старшее поколение родного края их помнит и любит. Благо, что музыка у ансамбля была более чем достойной. Практически на уровне пресловутой Америки.
Изучая фанк, джаз и соул разных стран и народов, я прихожу к выводу, что в каждом уголке мира фанк имеет свои особенности. Например, в Японии он – наивный и инфантильный, во Франции – романтичный, в Бразилии – страстный, в России и в частности в Башкирии, можно сказать, что он душевный.
Таковым является и фанк в исполнении ВИА Радуга. Коллектив образовался в начале 70-х годов в Стерлитамаке, лидером (художественным руководителем) был Геннадий Калинин – музыкант, имевший отменное джазовое чутье и опыт. Коллектив поучаствовал в нескольких союзных конкурсах и записал два сильных ЕР. Среди хитов можно отметить два переосмысления башкирских народных песен – «Расима» и «Рассветает». Оба трека уже в наше время получили некоторое признание в Интернете в среде ценителей фанка, в том числе и иностранных. Эти песни часто можно услышать в различных миксах советской афроамериканской музыки. И действительно – стиль, непринужденность, легкость, грув – вот что отличает звучание Радуги от многих других советских ВИА. Прозвучит громко, но заявлю, что Радуга – это башкирская Earth, Wind & Fire.
Также я бы отметил очень качественный кавер на группу Chicago – «Теплая зима».
В целом радует, что в родных краях была такая группа, игравшая столь качественную музыку, выдержанную в западных трендах, но при этом использовавшая башкирское культурное наследие. Словом, самобытный проект, как бы сказали в наше время. А впрочем, послушайте сами – вам непременно понравится.