Согласно заложенному на 2020 год в Российской Федерации федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м - почти 790 млрд рублей.
Следует уточнить, что реформа 2019-2020 года станет отнюдь не первым опытом российского правительства в данной сфере. Первая реформа МВД состоялась в 2011 году, т.е. почти десять лет назад, и ее основной целью была борьба с коррупционным засильем среди полицейских. Кроме того, президент РФ Дмитрий Медведев надеялся таким образом улучшить имидж органов правопорядка. Учитывая, что в текущий момент россияне воспринимают полицейских исключительно как источник потенциальной угрозы, а не как служащих, способных защитить от беззакония – очевидно, данная цель не была достигнута.
Президентский указ, подробно описывающий процедуру реформирования МВД, был подписан в 2009 году и упразднил милицию общественной безопасности как таковую, вместо этого сделав ставку на высокий профессионализм, качественную подготовку и морально-этическую ориентированность полицейских кадров. Параллельно проводилась оптимизация (а точнее, упразднение) ряда образовательных учреждений, занимающихся отбором и переподготовкой кандидатов, а численность сотрудников МВД была сокращена… на 20%!
Результат проведения реформы МВД
Увы, первую в истории России реформу МВД довольно быстро охарактеризовали, как неэффективную и даже опасную для общества. Хоть на словах и утверждалось, что новые полицейские окажутся высокоморальными людьми и настоящими знатоками своего дела, на деле массовые сокращения и закрытие учебных заведений привело к тому, что качество подготовки служащих заметно понизилось. Не выполняющиеся обещания касательно зарплат, жесткие аттестации и постоянная угроза сокращений спровоцировали отток квалифицированных специалистов (следователей, “оперов”, рядовых сотрудников).
В итоге набирать им замену пришлось из людей, не всегда соответствующих заявленным морально-этическим стандартам. Михаил Пашкин (глава Московского профсоюза полиции) отметил еще одну проблему: поскольку руководство требует от сотрудников отличных показателей и высокой раскрываемости, многие из них гонятся уже не за правдой, а за составлением административных протоколов и фабрикацией дел. Оперативные работники, желающие получить достойную зарплату и при этом избежать правового “беспредела”, уходят в частные фирмы, а в полиции остаются наименее профессиональные кадры.
Не удивительно, что уже в 2012 году Владимир Колокольцев (министр внутренних дел) признал, что ожидания простых граждан реформа МВД не оправдала. К 2019 году ситуация осталась практически без изменений – хоть формально милицию и заменили на полицию, количество правонарушений, допущенных сотрудниками МВД, не только не упало, но и продолжило расти. Статистика официального источника “Левада-центра” гласит: каждый третий (!) россиянин сталкивался с насилием (физическим и психологическим, в том числе с угрозами, унижениями и запугиванием) со стороны полицейских, а каждый десятый подвергался пыткам – вот такая реформа.