Найти в Дзене
Андрей Михайлов

Три немецкие девятки

День объ­еди­не­ния от­ме­ча­ет­ся в Гер­ма­нии 3 ок­тяб­ря, а вовсе не 9 ноября. Что как-то стран­но для по­сто­рон­не­го глаза – это как если бы во Фран­ции от­ме­ча­ли не день взятия Ба­сти­лии 14 июля, а, скажем, про­воз­гла­ше­ние рес­пуб­ли­ки 10 ав­гу­ста. Тоже вроде денек ничего себе, но не то, не то... Почему же с Гер­ма­ни­ей такой казус? Чтобы от­ве­тить на этот вопрос нужно лишь про­ли­стать учеб­ник но­вей­шей ис­то­рии и уди­вить­ся тому, на­сколь­ко ин­те­рес­ной датой ока­зал­ся для Гер­ма­нии день 9 ноября. Именно 9 ноября 1918 года в Бер­лине про­изо­шла Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция, сверг­нув­шая с пре­сто­ла кай­зе­ра Виль­гель­ма. Однако от­ме­чать эту дату в Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ке не очень любили. В ноябре 1918 года в боль­шин­стве го­ро­дов по­яви­лись ра­бо­чие и сол­дат­ские Советы, ко­то­рые весной и летом 1919 года новое пра­ви­тель­ство более или менее кро­ва­во раз­го­ня­ло. Да и вообще, не до празд­ни­ков было тогда немцам. Вя­ло­те­ку­щая граж­дан­ская
Оглавление

или

памяти Берлинской стены...

День объ­еди­не­ния от­ме­ча­ет­ся в Гер­ма­нии 3 ок­тяб­ря, а вовсе не 9 ноября. Что как-то стран­но для по­сто­рон­не­го глаза – это как если бы во Фран­ции от­ме­ча­ли не день взятия Ба­сти­лии 14 июля, а, скажем, про­воз­гла­ше­ние рес­пуб­ли­ки 10 ав­гу­ста. Тоже вроде денек ничего себе, но не то, не то... Почему же с Гер­ма­ни­ей такой казус?

Чтобы от­ве­тить на этот вопрос нужно лишь про­ли­стать учеб­ник но­вей­шей ис­то­рии и уди­вить­ся тому, на­сколь­ко ин­те­рес­ной датой ока­зал­ся для Гер­ма­нии день 9 ноября. Именно 9 ноября 1918 года в Бер­лине про­изо­шла Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция, сверг­нув­шая с пре­сто­ла кай­зе­ра Виль­гель­ма. Однако от­ме­чать эту дату в Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ке не очень любили. В ноябре 1918 года в боль­шин­стве го­ро­дов по­яви­лись ра­бо­чие и сол­дат­ские Советы, ко­то­рые весной и летом 1919 года новое пра­ви­тель­ство более или менее кро­ва­во раз­го­ня­ло. Да и вообще, не до празд­ни­ков было тогда немцам. Вя­ло­те­ку­щая граж­дан­ская война 1919 года сме­ня­лась гра­би­тель­ским Вер­саль­ским миром, за ко­то­рым сле­до­вал кап­пов­ский путч 1920 года, ок­ку­па­ция Рура, ин­фля­ция 1923 года и первая по­пыт­ка на­ци­о­нал-со­ци­а­ли­стов прийти к власти – «пивной путч» в Мюн­хене.
Этот путч на­чал­ся ве­че­ром 8 ноября и был по­дав­лен 9 ноября.
Вот эту дату в Гер­ма­нии впо­след­ствии празд­но­ва­ли с раз­ма­хом. Причём, раз­ма­хом спе­ци­фи­че­ским. В 1938 году именно 9 ноября на­ци­сты устро­и­ли все­гер­ман­ский ев­рей­ский погром, ко­то­рый при­ня­то счи­тать на­ча­лом «хо­ло­ко­ста».
По­это­му, когда третий рейх кон­чил­ся, про 9 ноября почти на пол­сто­ле­тия по­ста­ра­лись забыть. Го­дов­щи­ну Но­ябрь­ской ре­во­лю­ции никак не от­ме­ча­ли, даже в ГДР, где нера­бо­чи­ми днями были не только 1 и 8 мая, но и Рож­де­ство, Пасха, Пя­ти­де­сят­ни­ца и даже 31 ок­тяб­ря – не хэл­ло­уин, а День ре­фор­ма­ции.
Однако на­сту­пи­ла пе­ре­строй­ка, новое мыш­ле­ние, и Бер­лин­скую стену сло­ма­ли опять-таки 9 ноября 1989 года. Это уже ми­сти­ка какая-то по­лу­ча­ет­ся: что ни стря­сет­ся в Гер­ма­нии эпо­халь­но­го, так непре­мен­но 9 ноября.
Ну, что бы стоило де­мо­кра­там по­го­дить с раз­ру­ше­ни­ем стены хотя бы пару дней? Очень бы сим­во­лич­но по­лу­чи­лось, если бы стена рух­ну­ла в го­дов­щи­ну окон­ча­ния Первой ми­ро­вой войны. Сколь­ко бы по этому поводу потом можно было речей про­из­не­сти, что-де «за­кон­чил­ся кро­ва­вый круг ис­то­рии ев­ро­пей­ских на­ци­о­наль­ных эго­из­мов, на­сту­пи­ла пора ев­ро­пей­ско­го един­ства».
Так ведь нет – уго­раз­ди­ло же стену сло­мать именно 9-го…
«Празд­ник непо­слу­ша­ния СССР» по­лу­чил­ся и в самом деле знат­ный. Он даже стал сим­во­лом новой встре­чи Гер­ма­нии со своей жут­ко­ва­той ис­то­ри­ей ХХ века
Ну, и вот как такую дату празд­но­вать на офи­ци­аль­ном уровне? По­нят­но же, что остав­ши­е­ся ком­му­ни­сты начнут «день ре­во­лю­ции» от­ме­чать, да и их ан­ти­по­ды тоже про своё ко­рич­не­вое 9 ноября вспом­нят… как, впро­чем, и евреи.
Так что лучше пе­ре­не­сти день гер­ман­ско­го един­ства на какую-нибудь менее сим­во­ли­че­скую дату, чтоб празд­ник вышел по­скром­нее, без дву­смыс­лен­но­стей.
Многие бло­ге­ры по поводу ны­неш­них праз­денств уже съяз­ви­ли: мол, по случаю юбилея укра­ин­цы решили пре­взой­ти немцев, со­ору­жая «Ве­ли­кую стену» на гра­ни­це с Рос­си­ей. Да ещё и до сих пор живой «лучший немец» Гор­ба­чев про­мям­лил что-то насчет того, что не надо изо­ли­ро­вать Россию от Европы. Да и на «новых землях» на­би­ра­ет силу "осталь­гия", тоска по ГДР.
Неза­дол­го до юбилея по ин­тер­не­ту разо­шлась кар­тин­ка из во­сточ­но­гер­ман­ско­го Шве­ри­на, где какие-то «осси» на­пи­са­ли на со­вет­ском танке-па­мят­ни­ке: «Осво­бо­ди­те нас снова!»
Но увы, рус­ские не вер­нут­ся. Ци­ви­ли­зо­ван­ная Европа на­учи­ла Россию счи­тать деньги и Россия поняла, что спа­сать (а потом ещё пол­сто­ле­тия и опе­кать) Европу ей просто невы­год­но.
Празд­нуй­те своё един­ство без нас, и именно 9 ноября. Дата под­хо­дя­щая.