Найти тему

Факторы, влияющие на развитие индустрии туризма Украины

https://c.pxhere.com/images/66/53/147e0e022146990104e052a7df0a-1432895.jpg!d
https://c.pxhere.com/images/66/53/147e0e022146990104e052a7df0a-1432895.jpg!d

Важность туризма можно рассматривать не только с точки зрения удовлетворения потребностей человека в отдыхе и знаниях, но и с экономической точки зрения. Туризм имеет много аспектов и направлений: спорт, здоровье, зеленый, сельский и многие другие. На рынок туристических услуг оказывают влияние макроэкономические факторы, такие как экономика, культура, стратегия, финансы, технологии, экология и право. Выявлено, что уровень развития туризма в регионе, степень его конкурентоспособности оказывают непосредственное влияние на уровень развития, конкурентоспособность туристического региона. Активно развивается зеленый туризм. Особенности поведения потребителей данного вида туризма и факторы, влияющие на принятие решений о поездке, определяются важностью экологии в сознании человека.

Методология изучения показателей развития индустрии туризма

Для подтверждения адекватности выборки факторов был рассчитан показатель адекватности. Также был проведен факторный анализ. Процедура факторного анализа предполагает предварительное определение количества факторов, в связи с чем необходимо заранее определить их возможное количество. Для этого на первом этапе используется основной компонентный метод и график собственных значений. В качестве предварительной меры для определения количества факторов, подлежащих учету, в исследовании был использован график собственных значений.

Уровень предоставляемых услуг в гостиничном и ресторанном бизнесе существенно влияет на привлекательность региона для иностранных туристов. Для реализации туристического потенциала страна должна иметь качественную и разветвленную транспортную инфраструктуру, так как удобство и доступность передвижения внутри страны имеют большое значение. В связи с этим для исследования были выбраны факторы, отражающие уровень гостинично-ресторанной составляющей туристической отрасли: количество заведений, количество спальных мест, количество ночей, проведенных резидентами и нерезидентами, размещение и питание, протяженность дорог, протяженность железнодорожных путей. Что касается транспортной структуры, то принимается во внимание только протяженность дорог и длина железнодорожных путей, поскольку это наиболее востребованный вид транспорта для внутренних перевозок. Кроме того, необходимо включить в перечень переменных такие факторы, как доходы от международного туризма и инвестиции в туризм. Опираясь на то, что над блоком находятся только два компонента, можно сделать предварительный вывод, что при проведении факторного анализа необходимо учитывать два фактора. Расчет объясненной суммарной дисперсии по критерию Кайзера, согласно которому количество факторов равно количеству компонентов, имеющих собственные значения больше одного, подтвердил необходимость учета двух факторов. Процесс составления матрицы корреляции компонентов и ее анализ по методу основных компонентов показал наличие двух компонентов. Оба компонента являются биполярными, так как имеют отрицательные и положительные коэффициенты корреляции.

Первый компонент можно интерпретировать как потенциал индустрии туризма - все переменные, включенные в этот компонент, непосредственно характеризуют определенные аспекты индустрии туризма. Вторым компонентом является воздействие транспортной инфраструктуры. Влияние первого компонента выше, но нагрузки второго компонента также достаточно высоки. Влияние первого компонента выше, но нагрузки второго компонента также достаточно высоки. Поэтому, даже при высоких результатах по показателям первой составляющей, положение страны среди других стран может ухудшиться именно под влиянием состояния транспортной инфраструктуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития индустрии туризма необходима качественная и развитая транспортная инфраструктура. Именно она обеспечивает удобство передвижения по стране, доступность туристических зон. Доступность передвижения влияет на уровень стоимости туристических туров для иностранных туристов. При разработке планов развития туризма в стране и ее отдельных регионах необходимо учитывать влияние транспортного фактора.

Сегментация стран ЕС и Украины по кластерам, с учетом факторов развития туристической отрасли

Используя факторы, на основе которых проводился факторный анализ, все рассматриваемые страны были сгруппированы по кластерам. Группировка по кластерам была проведена с целью выявления взаимосвязей внутри кластеров и причин такого разделения. Рассмотрев дендрограмму, можно сделать вывод, что наиболее очевидным является деление на четыре основных кластера. Первый кластер включает страны, которые можно отнести к лидерам индустрии туризма - Италию, Испанию, Великобританию и Германию.

Перечисленные страны имеют самые высокие показатели по семи рассмотренным факторам. Исключение составляет восьмой фактор - инвестиции в туризм. По этому показателю самый высокий результат среди лидеров во Франции, самый низкий результат - в Германии. Несмотря на это, эти ведущие страны имеют самый высокий уровень доходов среди всех стран ЕС.

Таким образом, факторы обоих компонентов - потенциал индустрии туризма и транспортной инфраструктуры - оказывают положительное влияние на показатели развития индустрии туризма в ведущих странах. Вторая группа включает Францию. Следует отметить, что по рассматриваемым показателям страна очень близка к ведущим странам Евросоюза. В связи с сокращением числа кластеров Франция присоединяется к ведущим странам. Франция имеет самый высокий уровень инвестиций среди всех рассматриваемых стран, что в будущем гарантирует поддержку сектора туризма на высоком уровне и его дальнейшее совершенствование. Достаточно и информационной поддержки международного туризма. Это связано с тем, что Францию считают во всем мире страной романтики, моды и красивой архитектуры. Полученные результаты показывают, что компонент влияния потенциала индустрии туризма значительно выше, чем в других странах.

Третий кластер включает 21 страну, в которых показатели недостаточно высоки, чтобы эти страны могли быть лидерами в индустрии туризма. В то же время, сочетание факторов влияния дает схожий результат, что позволило объединить эти страны в один кластер. Венгрия и Финляндия удалены от других стран этого кластера. В этих странах рассмотренные показатели имеют стабильный средний уровень, что гарантирует относительно постоянный результат. В целом, можно сделать вывод, что в этих странах влияние компонентных факторов не имеет единой динамики, определяющей разные результаты.

Четвертая группа включает одну страну - Польшу. По данным построенной дендрограммы, Польша далека от стран всех кластеров. Это не позволяет присоединить Польшу к какому-либо кластеру. Эта страна имеет достаточно стабильные средние позиции по всем рассматриваемым факторам. Следует отметить два фактора, которые отличают его от большинства стран третьего кластера. В Польше довольно низкий уровень инвестиций в туристический сектор. Но развитие индустрии туризма в ней находится на стабильном среднем уровне, что позволит Вам получать доход и рабочие места. Преимущество Польши заключается в том, что она имеет очень длинную железную дорогу и довольно длинную автодорогу. Это обстоятельство способствует дальнейшему развитию туризма, устраняя проблему обеспечения транспортом. Влияние транспортной инфраструктуры значительно улучшает показатели первого компонента, что привело к укреплению позиций Польши среди других стран.

Бесспорными лидерами в развитии индустрии туризма являются Германия, Испания, Италия, Великобритания. Этому способствует высокий уровень спроса на услуги в этой сфере, развитая инфраструктура, наличие достаточного количества жилья и продовольствия. Франция является отдельным кластером, как и Польша. Эти страны имеют высокие показатели по всем изученным факторам, но их результаты существенно отличаются от результатов лидеров данной отрасли и друг от друга, что не позволяет объединить их в один кластер. Страны, объединенные в кластер по использованию туристического потенциала среднего уровня, разделены на два блока: Венгрия, Финляндия несколько выше среднего уровня. Это позволяет классифицировать их как более активно наращивающих туристический потенциал. Некоторые страны, входящие во второй блок этого кластера, показывают достаточно эффективные показатели по основным факторам. Например, Нидерланды, Австрия и Чешская Республика имеют высокие показатели доходов от туризма, мест проживания и питания, спроса на услуги и трудоустроенного персонала в этой области. Однако низкий уровень инвестиций препятствует дальнейшему развитию туристического бизнеса. Основными проблемами в развитии индустрии туризма следует признать транспортную составляющую, недостаточный уровень инвестиционной и информационной поддержки.

Туризм является важной отраслью экономики любой быстро развивающейся страны. Доходы от международного туризма стран Евросоюза и Украины за последние 3 года выросли. Исследование показало наличие связи между уровнем развития туризма и безопасностью страны и материально-техническими факторами, характеризующими состояние и возможности базы туристической отрасли. Для реализации туристического потенциала страны необходимо иметь достаточное количество гостиниц и заведений питания, а также качественную и разветвленную транспортную инфраструктуру, обеспечивающую удобство передвижения по стране и наличие туристических зон. Кластеризация стран Европейского Союза и Украины по основным факторам потенциала индустрии туризма выявила их сильные и слабые стороны, которые могут быть использованы для обоснования направлений дальнейшего развития индустрии туризма.