Найти тему

Как отличить пошёрстный съезд от противошёрстного и что это такое

На железной дороге, в том числе и в метро, существует один из самых важных элементов путевого развития - съезд. Как правило, он соединяет два соседних пути. Съезды бывают разнообразные - перекрёстные и одиночные (косые), среди одиночных различают пошёрстные и противошёрстные. Есть ещё понятие стрелочной улицы, когда соединяются много путей. Но это другая история.

Словосочетаниями "пошёрстный съезд" и "противошёрстный съезд" уточняется, как направлен съезд между путями, в виде буквы И или в виде N. И если перекрёстный съезд выглядит как X, то одиночных может быть два варианта: / и \. Один - пошёрстный, другой - противошёрстный, но как это определить и запомнить?

Очень просто. Если при обычном правостороннем движении колёсные пары поезда направлены "против шерсти", то есть против остряков стрелки, так, что пути для него как-бы "расходятся", это противошёрстный съезд. В виде буквы N. Стрелка для поезда будет тоже противошёрстной. А пошёрстный съезд - когда колёсные пары идут "по шерсти", остряки сонаправлены движению, а не против него. Это съезд в виде И. Стрелка при этом будет пошёрстная, но только для поезда, следующего в этом направлении. Пути в этом случае "сходятся". Поэтому, к примеру, у троллейбусников такая стрелка контактной сети имеет название "сходная". На железнодорожном пути один и тот же стрелочный перевод может быть и пошёрстным, и противошёрстным, смотря с какой стороны к нему приближаешься.

Где используются такие съезды?

Везде. На "большой ЖД" в путевом развитии станций, помимо простых съездов между различными путями, как правило, в каждой горловине станции между двумя главными путями последовательно укладываются два съезда - пошёрстный и противошёрстный. Это нужно для манёвров и для того, чтобы была возможность принять поезд с неправильного пути на любой путь, на который можно принять его с правильного. И аналогично отправить на перегон по неправильному.

В метрополитене, кроме съездов на территории электродепо, на некоторых станциях имеются съезды между главными путями. Во многих случаях на их месте был перекрёстный съезд, пока станция была конечной. Затем его разобрали, и появился пошёрстный съезд. Пошёрстных гораздо больше, чем противошёрстных, т.к. пошёрстный считается более безопасным. При случайном переводе стрелки поезд не проследует на неправильный путь, что исключает лобовое столкновение. Также противошёрстный взрез стрелки хоть и редчайшее явление, но в разы опаснее, чем пошёрстный взрез. Именно из-за противошёрстного взреза стрелки номер 1 станции Парк Победы в 2014 году произошла крупнейшая катастрофа за всю историю Московского метрополитена. Но там были свои причины...

Есть одиночные съезды и в других уголках путевого развития. Например, съезд в тупиках станции Зябликово. Есть много примеров таких съездов.

Так, а что у нас с трамваями? Где, кроме депо, можно увидеть съезд прямо на улице? В Москве такие места есть.

Противошёрстный есть на Волочаевской улице, напротив Трамвайно-ремонтного завода возле въездов на его территорию. UPD: недавно там уложили ещё и пошёрстный. На Лесной улице имеются два последовательно уложенных съезда - пошёрстный и противошёрстный. Они использовались для оборота в тупиках челночных трамвайных поездов из вагонов МТТА-2, когда эта линия была тупиковой. Сейчас они не используются. Кроме этого, нечто похожее на пошёрстный съезд имеется на конечной станции "Ст. Угрешская".

Если интересно, поставьте 👍 и подпишитесь на канал

Конечные, на которых можно не выходить.

И почему не все поезда до них доезжают.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц