Очередной случай отравления работниками Главного разведывательного управления. На этот раз – в Болгарии. Цель – торговец оружием Емельян Гебрев.
Сегодня ночью группа Bellingcat, занимающаяся расследованиями тех преступлений и событий, за которое никогда не возьмётся тот же СК, опубликовала на своём сайте совместный доклад, над которым работали ещё две организации – The Insider и Der Spiegel.
Эта история началась ещё в 2015 году, когда житель Болгарии Емельян Гебрев со своим сыном и партнёром по бизнесу были госпитализированы скорой помощью из собственного дома, где получили серьёзнейшее отравление. Как позже заключила лаборатория Хельсинского университета, главной специализацией которой является химическое оружие и его компоненты, все трое получили отравление двух органофосфатов, относящихся к веществу типа «Новичок».
Как писали The Insider и Bellingcat ранее, сильнее всех тогда пострадал Емельян Гебрев, целый месяц пробывший в коме, а после, когда его состояние начало улучшаться, ему внезапно стало хуже, поэтому предполагается, что болгарский торговец был отравлен дважды.
Теперь же благодаря совместным усилиям у групп расследователей появились доказательства того, что все совпадения неспроста, а здесь действительно имел место интерес высшего эшелона власти РФ: согласно отчёту, существует по меньшей мере восемь сотрудников ГРУ РФ, так или иначе причастных к предсмертному состоянию Гебрева.
Помимо численности, доклад содержит и кодовые, и настоящие имена чекистов, один из которых мог участвовать и в отравлении семьи Скрипаль в 2018 году, когда Сергей и его дочь Юлия попали под воздействие «Новичка».
Согласно расследованию, одним из фактов отравления Гебрева сотрудниками ГРУ является нахождение генерал-майора Дениса Сергеева, кодовое имя которого значится как «Сергей Федотов». Именно он мог принимать участие в отравлении в Солсбери.
Помимо него, в подготовке участвовали Сергей Лютенков («Сергей Павлов») и Петр Борисов («Георгий Горшков»), которые находились в Болгарии с 15 по 22 февраля.
Так как и разведчикам надо отдыхать, после 22 февраля их сменили Иван Терентьев («Иван Лебедев»), Николай Ежов («Николай Кононихин») и Алексей Калинин («Алексей Никитин»), которые совмещали отдых с работой с 26 февраля по 8 марта.
Интересный факт: предпоследним, седьмым участником, был Владимир Моисеев (он же – «Владимир Попов»), который прибыл в Болгарию 6 марта. Именно его специалисты расследовательских агентств связали с попыткой организации госпереворота в Черногории осенью 2016 года. Ещё более занимательный факт – это место жительства Попова, а именно в соседнем доме от Александра Мишкина, он же Александр Петров, обвиняемый в отравлении кого? Правильно, Скрипалей!
Позже Попова сменил Данил Капралов («Данил Степанов»), который прилетал в Болгарию в мае, когда произошла предположительно вторая попытка смертельного отравления Гебрева.
Единственное, что остаётся загадкой – цель отравления болгарского торговца. Как он сам заявлял, он был причастен к поставкам оружия в Грузию в 2008 году, когда Саакашвили решил вернуть свои территории, однако Емельян клялся, что после этого не поставлял оружие для Донбасса.
Одной из причин может быть исполнение Россией частного заказа болгарских олигархов, которым Гебрев мог помешать делить власть в 2014-2015 годах, однако это не подтверждено. Ещё одной причиной могли стать слухи о продаже болгарского вооружения террористам в Сирии в 2015 году.
Другой же момент в том, что такой наглости, как травить граждан других стран не позволяли себе ни США, ни ЕС, а только спецслужбы РФ уже в третий раз «светятся гирляндой» на ёлке тайных зарубежных операций, и каждый раз – отравление.
Меняются только вещества: то полоний, то «Новичок».