БелАЗ-75710 самый большой самосвал в мире имеющий грузоподъемность в 450 тонн. Первая машина появилась на свет в 2013 году. Её заказчиком был холдинг "Сибирский деловой союз" для угольного разреза "Черниговец" в г. Березовский Кемеровской области.
В 2014 году грузовик установил рекорд Гиннесса провезя по полигону груз общим весом в 503,5 тонны. Сама машина оснащена двумя дизельными двигателями MTU DD16 V4000 которые вместе дают 4.600 л.с. Для поддержания работоспособности машины в ней находятся топливные баки емкостью 5600 литров, 538 литров машинного масла и 1800 литров гидравлической жидкости.
Шины здесь имеют просто исполинский размер - 59/80R63. Вес такой шины, без самого колеса составляет 5,5 тонн. Для поворота такой махины классических поворотных передних колес недостаточно, из-за больших нагрузок на машину отказались от шарнирно-сочлененной рамы, и установили поворотные мосты. Что в свою очередь дало радиус разворота всего в 45 метров.
Вот только понадобилось сделать в раме два шарнирных элемента для поворота мостов. И диаметр такого подшипника 2,75 м! Подшипники такого размера делают всего 4 компании в мире, в данном случае их заказывают у немецкой компании IMO. Рама также состоит из особого металла крайне высокой прочности - шведской стали "Уэлдокс 800". Из-за твердости материала с которой не всякий станок может справится на заводе заказывали листы уже раскроенные по чертежам завода. Дальше эти заготовки сваривали и растачивали отверстия под подшипники и под крепеж.
Кстати, система движения машины тут необычная. Тут есть два дизельных двигателя большой мощности, но колеса они не крутят. Они крутят два генератора, а вот они уже питают четыре электромотора которые крутят сами колеса.
Безопасность машины и людей
Иногда даже на карьерах такие монстры попадают в аварии и опрокидываются. Против опрокидывания такой махины ремонт которой обойдется в баснословные деньги, впервые на карьерном самосвале поставили стабилизатор поперечной устойчивости.
Также есть видеокамеры кругового обзора, но кроме камер есть еще и радары реагирующие на человека, в случае если кто-то будет рядом или под самосвалом водитель будет об этом оповещен. Также есть электронные весы нагрузки, индикаторы которых выведены по бокам, чтобы при загрузке самосвала видеть вес который в его положен и не перегружать машину.
Стоимость
Один такой автомобиль значительно дешевле в эксплуатации, чем два 220 тонных самосвала. Цены на такие машины в свободном доступе нет. Но есть данные по шинам. Одна такая шина стоит 40.000 долларов, но пока она доедет до карьера где её поставят на машину, её цена из-за сложности в транспортировке возрастает до 100 тысяч. А таких шин шесть. т.е. цена одной только обувки 600 тысяч долларов.
Цена силового электропривода составляет около трех миллионов долларов, плюс железо, плюс сборка. В общем выходит никак не меньше десяти миллионов долларов. За свою стоимость машина пашет 23 часа в сутки на протяжении 5-6 лет. После чего при пробеге за 500 тыс. км. она списывается по износу и становится донором запчастей для других машин, что уменьшает стоимость их эксплуатации.
Размеры
- длина – 20600 мм;
- ширина – 9750 мм;
- высота – 8170 мм;
- радиус поворота – 19800 мм.
Масса автомобиля составляет 360000 кг, грузоподъемность – 450000 кг. Полная масса равняется 810000 кг.
Параметры кузова:
- геометрический объем – 157,5 куб.м;
- максимальная вместимость при загрузке с «шапкой» – 269,5 куб.м.
Итог:
Как вы можете понять, всем рулит экономика и экономия. И появление на свет такого гиганта и ему подобных заключается в том что это выгодно. Стоимость добываемых ресурсов настолько высока, что шины стоимостью в 600 тысяч долларов только для одной машины считаются расходным материалом. И очень радует то, что этот автомобиль сделан на Белорусском автомобильном заводе, а не где-то за рубежом. Да, много импортных запчастей и деталей. Но стоит понимать что полный цикл производства ни один завод в мире не сможет себе позволить, тем более это экономически нецелесообразно.