Закрыла уже было тему Анны Карениной, но комментарии под первой статьей сподвигли продолжить разговор. Дело в том, что все комментаторы, почему-то, рассматривают трагедию главной героини под углом зрения равноправия женщин. А ведь Анна и феминизм максимально далеки друг от друга. Трагедия героини – это не трагедия женщины 19 века, которой не дали равные с мужчинами права нарушать супружеский обет, иметь любовные связи и при этом сохранять высокое положение в обществе, уважение в свете.
Хотя, конечно, если бы гражданские права у женщин были, если бы взять развод было бы проще, если бы свет не был так консервативен... Но Анне-то какой прок от этих "если бы", если она сама была продуктом того времени и все его законы были намертво прибиты к ее сознанию. Вся ее борьба проходила в области: "Даст муж развод или нет?" Все!
Стоит вспомнить, что все-таки известны случаи, когда женщине во времена Анны Карениной удавалось более или менее безболезненно для своей репутации уйти от мужа и даже вступить в новый брак. Правда, это встречалось крайне редко. А уж любовника иметь! Это надо быть такой, как Бетси или Элен Курагина, то есть, уметь так талантливо играть на публику, чтобы она, публика высшего света, не заподозрила своего обмана. По секрету скажу (т-с-с, это маман Вронского выдала секрет), мужчина же становился даже более интересным для этого самого света при наличии у него в любовницах дамы высокого общественного положения. (О времена! О нравы!)
Сам Лев Николаевич за женщиной признавал только одно право: рожать детей, желания и эмоции. Только не способность думать, выдавать продукт интеллекта. Кто желает, пусть обратится к его дневникам и воспоминаниям современников, в том числе, членов его семьи. И Анна Каренина еще и потому раздражает читателя, думаю, что показана женщиной, неспособной хоть сколько-нибудь размышлять. То есть, вы понимаете?, она не умеет довести мысль от начала до ее конца, до логического ее завершения.
Поэтому все размышления Анны заканчиваются чем-то вроде «всё как-то разрешится помимо моей воли». Именно поэтому Анне автором не дано права чем-то пожертвовать, чтобы разрешить положение и устроить всё к лучшему. Для жертвы нужна решимость, которая наступает после глубокого обдумывания проблемы. А как может курица, ой, простите, женщина по-Толстому думать? Никак! Она может только лишь генерировать каждую минуту эмоции, что Анна с блеском и делает на протяжении всего своего падения в пропасть.
Возможно, Толстой в своем романе просто зло посмеялся над женщинами, в те времена только начинающими отстаивать свое право сделать ошибку и не быть уничтоженными за неё, уйти к любимому и не стать изгоем в обществе? А вы, дорогие читатели, как считаете?