Морозным и заснеженным днём, 15 января (2-го – по новому стилю) 1895 года в добротном двухэтажном доме, стоявшем на самом берегу речки Куаш и принадлежавшем семье священнослужителя в богатом селе Асяново Бирского уезда, муллы второго махаллэ Мухамметзакира Бабичева, раздался крик появившегося на свет долгожданного младенца. Родившемуся первенцу дали имя Шайхзада. В зажиточной семье муллы позднее будут ещё дети (пятеро сестёр), но наследник – один. Домочадцы, особенно отец, который был одним из просвещённых людей того времени не только в уезде, но и в крае, души не чаяли в мальчике.
Собиравшаяся в их доме местная интеллигенция – преподаватели, музыканты, певцы и знатоки литературы – уже тогда обращала внимание на этого одарённого ребёнка. Не по годам начитанный благодаря интереснейшей и тщательно подобранной библиотеке отца (книги выписывались из многих городов России), он часто декламировал приходившим в их дом людям стихи Габдуллы Тукая, которые оказали большое влияние на формирование его как личности. Уже в восьмилетнем возрасте из-под его пера начали выходить первые, сложенные им самим, стихи. Он был одним из лучших учеников в своей Асяновской (татарской) школе.
Несмотря на вольный воздух и обеспеченную жизнь, богатырём Шайхзада не стал. К 15-ти годам это был среднего роста, около 170 см, застенчивый юноша, но с прекрасной поэтической душой, чутко реагирующей на думы и чаяния своего народа. Чтобы лучше узнать жизнь кочевого народа, он в 1910 г. уезжает в Тургайские степи Казахстана, где целый год живёт среди простых людей, обучая грамоте местных ребятишек. Собирает фольклорные произведения.
Возвратившись на родину, он поступает в медресе “Галия”, одно из лучших в Уфе мусульманских учебных заведений того времени. Стремясь служить своему народу, нести ему просвещение и знания, он выбирает преподавательское поприще. За годы учёбы Шайхзада активно занимается в литературных и музыкальных кружках, интересуется новинками техники. Там же, в “Галие”, он знакомится с поэтом Абдулхаем Иркабаевым, который позднее разделит его трагическую судьбу. А пока они молоды, полны сил и энергии – служат своему народу.
Первая мировая война и связанные с ней события находят своё отражение в творчестве молодого поэта. Слушатели медресе горячо осуждают происходящее в стране. Назревают перемены в общественном сознании. Окончание учёбы в 1916 г. приходится на разгар мировой бойни. У него вырабатывается негативное отношение к войне. Получив направление на работу в г. Троицк (Оренбургской губернии), он наряду с работой учителя начал интересоваться национальным движением. Последовавшая вскоре Февральская революция круто изменяет судьбу Ш. Бабича.
В августе 1917 г. он окончательно определяется со своим политическим выбором: интересы башкирского народа. Зная силу печатного слова, Шайхзада занимается выпуском листовок, используя своё поэтическое дарование. Много пишет стихов, посвящённых своему народу. С образованием Башкирской автономии на территории Малой Башкирии он входит в состав её первого Правительства. Его роль в этом правительстве невелика, но сила воздействия его стихов на народные массы – огромна! Удивительно было встретить недалеко от места гибели поэта корт-бабая, читающего в середине 90-х годов прошлого столетия наизусть стихи этого одарённого юноши.
Спасаясь от приближающихся белогвардейских войск, Правительство автономии перебирается из Темясово в Мраково. В революционной сумятице расстрел подозрительных лиц без суда и следствия был весьма распространённым явлением. Так случилось и с группой технических работников, сопровождавших типографию Правительства, в составе которой были Ш. Бабич и А. Иркабаев. Часть людей всё же сумела избежать казни, а вот Шайхзада и Абдулхай были казнены. Осуществили это злодеяние 28 марта 1919 г. красноармейцы Смоленского полка Пензенской дивизии на территории Преображенского медеплавильного завода, основанного в 1748 г. (ныне это территория с. Зилаир). Неделю трупы поэтов пролежали незахороненными. И только белые совершили скорбный ритуал.
За годы советской власти отношение к Ш. Бабичу и его творческому наследию менялось от полного забвения до признания его поэтического таланта. В 60-х годах ХХ века в Башкирии издавались сборники его стихов как на башкирском, так и на русском (в переводе Семёна Липкина) языке. Газета “Оренбургская правда” тоже часто публиковала его стихи. Последнее издание стихов Шайхзады вышло в 1991 г. в Казани под названием “Голубые песни”.
Народ хочет знать свою историю, и конъюнктурные попытки скрыть реальные события оборачиваются, как правило, против самих фальсификаторов. Профессор Башгосуниверситета Мидхат Фазлыевич Гайнуллин на одном из семинаров в 1989 г. выступил инициатором сбора достоверных сведений о жизнедеятельности Ш. Бабича. Так в 1990 г. была создана инициативная группа. Мутал Закирьянович Рямов, будучи в ту пору студентом последнего курса БГУ, блестяще защитил свою дипломную работу “Последние сведения о Шайхзаде Бабиче”. По результатам работы этой группы Башкирским республиканским телевидением была подготовлена передача “Память о Бабиче”, куда вошли и сведения, добытые М. Рямовым.
Были найдены и опрошены свидетели гибели поэта, определено место его захоронения. Одним словом, была проделана большая работа с участием местной, зилаирской молодёжи под руководством РК ВЛКСМ (первым секретарем тогда был Кинья Сагитович Кускульдин). Затем последовало предложение о создании Памятника Ш. Бабичу. Администрация района поддержала эту идею. Были выделены средства, и весной 1993 г. на месте бывшей автостоянки памятник первому поэту Башкирии был открыт. Сейчас рядом с памятником высится недавно построенная мечеть.
Б. МАЛОРОДОВ.
Приглашаем вас читать уфимскую культурную и литературную газету "Истоки"