Книга- это не только всем любимые или нелюбимые тексты. Книга - это продукт. Есть много разных материалов про то, как издаются книги, как отбираются и так далее. Я тем не менее не нашла четкой общей схемы внутренней кухни издательства: а отсутствие интересного материала - это ведь повод для исследования и написания своего? Читайте, что в итоге получилось.
В ходе написания меня консультировали работники из “Альпины паблишер” и собственных агентств по издательству деловых книг.
Итак, цикл жизни книги можно нарисовать так:
Пока вроде ничего сложного: классическая “воронковая” схема.
Дальше- интереснее. Разбираемся по блокам.
Как происходит отбор?
Издательства стремятся к тому, чтобы входящие предложения закрывали большинство потребностей: поэтому в ход идут и конкурсы работ, и общий пиар на рынке.. Уж больно не хочется тратить огромные временные и денежные ресурсы на путешествия по выставкам, зарубежным издателям и скаутам (да-да, книжный скаут- это вполне себе устоявшаяся профессия!).
Тем не менее, активный поиск авторов со стороны паблишера проходит достаточно часто по активным публичным лицам: вот, например, чтобы блогеры пришли именно к этому издательству. Или даже поставили бы свое имя над книгой совместного творчества. Все хотят себе Ирину Хакамаду :)
Еще раз- на что смотрят издатели перед тем, как вынести на Редакционный совет идею по сотрудничеству с автором?
- узнаваемость
- количество подписчиков (10 тыс +)
- месседж в мир (исключительные вредные советы - это гиблое дело, даже если прибыльное)
- основные идеи (книга с рецептами из глубины веков вряд ли найдет применение в “Альпине”, например, несмотря, что тема может быть интересной)
Иными словами, главные ориентиры- возможная прибыль и совпадение по интересам. Есть и исключения, но это 0,0001% от всего тиража издательства за все времена.
Если ответ Редакционной коллегии ни ДА, ни НЕТ - то автору могут сказать: “Опубликуем, но совместно с кем-то”. “Альпина” или МИФ сотрудничают так с крупными корпоративными партнерами, например.
Как происходит подготовка?
Сроки и все остальное зависит от того, есть ли рукопись. Автор может приходить и без написанного материала! Если написанного нет, то автор в разных формах сотрудничает с райтером: этот человек может обозначаться от того, кто полностью пишет и не отмечается в качестве автора, до со-автора.
После тяжелого бремени написания подключается редактор, научный редактор (если факт-чекинг нужен как воздух - в научпопе, например), верстальщик, дизайнер обложки… Иногда обложку у переводной литературы нельзя придумывать свою- приходится выкупать у первого издательства или автора ее целиком (например, обложка книги про Zara в виде пакета из одноименного магазина). Финальная версия - и в бой вступает корректор (а иногда и еще раз редактор перечитывает все).
Как идет производство?
В обычных условиях все физические параметры книги выбираются паблишером, отталкиваясь от цены. Ходят шутки, что, мол, если хочешь мелованную бумагу, то плати за нее сам! В остальных случаях все просчитывается с точки зрения маркетинга: если окупается, то можно сделать и получше да поплотнее.
Тираж по умолчанию - 3000 экземпляров (здесь нет отличий, художественная книга или нон-фикшн). Но если ты Игорь Манн или Виктор Пелевин, то новая книга выйдет сразу в 50-100 тысячах копий.
Доход автора складывается из количества и оптовой цены: обычно автору платят 10-12%, не больше 15% от проданных книг.
Как происходит сбыт?
У каждого издательства выше среднего есть рамочные договоры с дистрибьюторами (как правило, книжными и околокнижными магазинами). А затем уже раз в определенный период магазины заказывают партиями книги. Действует принцип: новинки точно встают, остальное- по ситуации и автору.
Сейчас очень выгодно стало выстраивать свои прямые В2В-продажи (“корпоративные библиотеки”), а также свой Интернет-магазин. Больше дохода остается “в доме”.
Но что делать, если издательство камерное? Тогда оно заключает договор еще и с посредником, который сотрудничает с магазинами. Плюс еще одна комиссия...
Книги приобретаются по оптовому листу: стоимость для магазинов - это 30% от розничной стоимости. То есть картина следующая: книга за 600 руб. И только 180 руб. - это выручка издательства, которая должна покрыть всю работу над изданным (иногда и вместе с написанием)!
Общий вывод из всего сказанного: в книжное дело идут люди-энтузиасты! Но ведь мы их частично понимаем…?
Ведь если найдешь свой текст, произойдет сильная химия - это ли не важнее большого бюджета?
Всем отличного читательного месяца!