Год: 2016
Награды:
Каннский кинофестиваль, 2016 год
—Гран-при жюри
—Приз экуменического жюри
Номинация:
—Золотая пальмовая ветвь
Сезар, 2017 год
—Лучший актер (Гаспар Ульель)
—Лучший режиссёр (Ксавье Долан)
—Лучший монтаж
Номинации:
—Лучший актер второго плана
(Венсаль Кассель)
—Лучшая актриса второго плана (Натали Бай)
—Лучший фильм на иностранном языке
Режиссёр: Ксавье Долан
Я аплодирую стоя.
Никаких других эмоций у меня нет.
И нет, сейчас я не о фильме.
Я о самом Ксавье.
Актер, режиссер, монтажёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик.
На сегодняшний день он в разных ипостасях причастен к десяткам картин всех возможных размахов.
Но особое место занимают фильмы, в которых он состоялся как режиссёр, ведь все они завсегдатае кинофестивалей.
На 2019 год Ксавье Долану 30 лет.
Он пополнил копилку людей, с кем бы я хотел быть знаком.
А теперь к его творчеству.
Фильм с ироничным названием «Это всего лишь конец света» пока мой самый любимый из его работ.
Всё до безобразия просто.
Сын много лет не был в родительском доме. Спустя 12 лет, став известным, он возвращается, чтобы сообщить печальную новость, что он умирает.
Дома его ждут мать, сестра, брат и его жена.
Но поездка оборачивается сплошной огненной бурей.
Каждый хочет взять кусочек Луи, сказать ему то, что он думает, помолчать с ним о том, что волнует, провести с ним время.
Каждый хочет от него что-то для себя.
Им не до его смерти.
В финальной сцене, когда каждый, словно в театральной постановке, застыл в своём углу, искореженный своей болью, мама подходит к Луи и говорит: "В следующий раз приготовимся лучше".
И в этом, как замечает сам Долан, и есть настоящая трагедия, ведь следующего раза не будет.
Точнее, трагедия в том, что они не осознают этого.
В том, что люди многое бы сделали лучше с первого раза, если бы знали, что повторить уже ничего не смогут.
Отношения между повзрослевшим сыном и его матерью, наполненные всеми несвойственными этим отношениям чувствами, противостоящие одному самому важному — любви.
Вот о чем все фильмы Ксавье.
Вот за что его так не любят критики, упрекающие его в краже идей у самой жизни.
С этими сложно спорить, молодой Долан, как ребенок, который что видит, то и говорит. Так, те темы, что ему близки или волнуют, находят воплощение в строках сценария, запечатлены на кинопленке.
А вот плохо ли это? Смотрите и решайте сами. Если ты конечно не гомофоб, потому что Ксавье, будучи открытым геем, часто затрагивает и эту тему в своём творчестве, за что был номинирован в рамках Каннского кинофестиваля 2019 года на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино с картиной «Матиас и Максим», премьера которой строится в России 14 ноября 2019 года.
Но у нас там вообще-то конец света, помните?
Что же такого страшного в поездке домой?
Да все просто: неловкость между самыми близкими и одновременно самыми далеки людьми.
Страх быть непонятым и осужденным, неприятным.
Желание привить «правильное» теми, кто «правильно» не поступал.
Боязнь прикосновений друг к другу, словно каждый сделан из плазмы, столь горячей и нестабильной, что любое действие уничтожит покой вынутого из шкафа девственного сервиза и кружевных скатертей с заломами от многолетнего прозябания на полке.
Оценка: 7 из 8,5 пальцев
#сложнеечемсмотреть