Продолжение тематики Аркаима по книге С. Рокова "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ раздела "Миры Аркаима".
Предыдущие статьи можно посмотреть здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
ТАИНСТВА ДЕЯНИЯ ПЕЧЕЙ
Как-то Меранг почал говорить про печную премудрость.
— Медь добывать, энто не барана на огне жарить, и не варево мясное в очаге варить. Каменья медяные треба долго и сильно греть в огне, и дабы добыть малицу меди, треба много каменьев расплавить. На то много топлива надь. Ведь мы огромадно меди плавим. Хоть округ нас растут рощи, но дерева всё же не столь много. Да и завалить древо, и распустить его на дрова — трудов тяжких не счесть. Када мы сводим ближние леса, приходится возить лес издаля. Энто плохо, забирает много силы людской и повозок с быками. Када станет вовсе невмоготу, мы сымаемся с места, идём в леса нетронутые. Старую плавильню бросаем, забрав оттуда всё, годное для новой плавильни. Берём не только инструмент и посудины. Всё, что увезть можно. Печи разбираем и перевозим. Что увезть не можем, рушим, дабы скрыть от чужаков и врагов нашу мудрость плавильную, и поджигаем оставшееся в дар богу огня, который входит в наши дела литейные.
— Так-то, — потом, помолчав и подумав, старый литейщик продолжил, — потому топляк надоть с умом палить, лишку не тратить. Для нашего дела жару мно-о-ого треба. В костре ежли плавить, то бо̀льшая часть жара уходит в небо, а не в каменья медяные, потому дров жжётся безмерно. В печи — лучше, меньше дров надо.
Но, и здеся мудрость нужна…
Лучшей всего было б развесть огонь, положить на него посудину с каменьями и прикрыть сверху печкой со всех сторон. Так бы всё тепло в печке осталось. Но так негодно и неможно, потому как всему живому для дыхания воздух потребен. Огонь — живой, и ему також надобно дышать. Большому огню надоть много воздуха. Потому треба ход для дыхания огню оставить.
— Окромя того, нужон ещё один ход из печи… и вот зачем…
Во владеньях подземного бога хранится много добра, а стерегут это добро бесы, слуги подземного бога. Медь бог подземный таит, и, дабы никто её не распознал, он налаживает на её заклятия. Самые любимые свои богатства он держит ближей к себе, на их он налаживает самые тяжкие заклятия. Зелень медяная ищется поверх Матери Сырой Земли али неглыбко, и бесами зелень эта не хранится сильно, на ей лежат малые заклятия. А вот блестючий медяный камень, он лежит глубже, он быват красовитей зелени медяной, и бог подземный больно любит энтот камень. Медь в ём запрятана сильнее и на ей лежат тяжкие заклятия. Бесы, како узрят, что людины берут его, цепляют за его обеими руками и не отпускают. Так и приносят ентот камень с бесами. И не токмо в блестючем медяном камне бесы, також — в иных других, с которых мы медь плавим.
— Деда, а люди, знать, сильнее бесов, рази тащат камень вместе с ними? — спросил Кирш.
— Обычна людина не знает слова супротив беса, не знает заклятий, и не могёт противустать бесу, — наставлял старик, — а, хто ходит за добром подземного царя, тот знатец всяких заклятий и наговоров… без того ему никак. И мы плавильщики знаем… А то, как бы мы медь лили? … Без слова тайного, наговорного — никак, пропали бы враз… Допрежь, как забрать добро подземного царя, завсегда говорится слово… и бесы выняются из владений бога подземного совмест камнем. Понял? Слухай дале…
— Допрежь плавки мы приносим дары богу огня, богу воды, Матери Сыр Земле. И подземному богу такоже, дабы не ярился и не вредил сильно. Да ветряному богу тож дары подносим. Медь мы имаем со помогой богов, особливо огня, а також — наших наговоров, присыпки наговорных камений, угля древяного… и тож другие каменья бросаем. И тож наговорная водица на семи травах помогает медь лить.
— С зеленью медяной прощей, с ею приносят меньше духов и не столь злючих. А вот с блестючим медяным камнем треба много хитрости и труда. Уж больно духи на ём вредны. Как греть начинаем на огне камень, бесам руки их жжёт, и они отпускать начинают каменья, обращаясь в вельми зловредный едкий дым*. Бесы злятся и ищут живота всякого, дабы вселиться в его. Ежели бесы вселятся в людские тела или тела скота, то токмо выгнав ихние души. Тада мы умрём и перейдём к Маре. Потому бесов энтих в обличии дыма треба выпускать наружу из печи и выгонять подале от себя и всякого живота. Вот для чего потребен ход из печи, для выпущения бесов. Выходя наружу из печи в жило, бесы от переполняющей их злобы растут, занимают много места и выгоняют собой воздух из жила**. Огонь начинает задыхаться. Задыхаемся и мы, людины. Открыв вход в жило, становится лучше, но ентого мало — особливо, памятуя, что за огнём и каменьями нужон постоянный догляд, а людям опасно бысть в жиле, где остаётся всёж густо от бесов или тож — от дыма.
Примечание* — При нагревании сульфидных (серосодержащих) руд, к которым относится и халькозин («блестючий камень» — видимо, о халькозине говорит Меранг), с доступом воздуха, они начинают гореть (окисляться кислородом) с выделением тепла и образованием двуокиси CuO2 (в природе встречается в виде минерала куприта, удобного для получения меди) или окиси меди CuO (в природе встречается в виде минерала тенорита, также удобного для получения меди) и выделением чрезвычайно едкого и вредного серного газа SO2.
Примечание** — Меранг рассказывает об опасных последствиях обжига сульфидных руд внутри жилища при открытом очаге. Сернистый газ, постоянно поступая из печи в помещение, расширяется, заполняя собой помещение и вытесняя более лёгкий воздух.
— Дедко, а ра̀зиж блестючий камень перед плавкой не разбиват в крошку?
— Вестимо — разбиват.
— А, отчего тада бесы не выходят из камня, им же руки небось все поотбиват?
— Нет, молотом али камнем их не взять… они огня, слова наговорного и иного, чего баял тебе я, боятся.
— Есть ещё одна хитрость, — продолжил дед. … — Бесов мы в конец всё ж выгоняем, однако ж они зело зловредны и могут вернуться опосля тайно, ради пагубы тех, хто их гнал. Дабы бесы не распознали плавильщиков, мы при плавке надеваем на рожи личины… Вот, зри, — дед достал что-то с под лавки, — ето колпак плавильный, а книзу к нему вкруговую подшита личина из трёх слоёв ткани. Личину мы подворачиваем, а как приспеет гнать бесов, так откручиваем и приспускаем на рожу до самых плеч. В личине есть малые дырья для очей… Вот они… И ещё мы мочим допрежь личину в наговорной водице для защиты от бесов*.
Примечание — Меранг говорит об устройстве, которое мы сегодня бы назвали респиратором или примитивным противогазом. Ткань задерживает крупные частицы дыма, а благодаря замачиванию серный газ вступает в реакцию с водой, образуя сернистую или серную кислоту малой концентрации. Тем самым затрудняется доступ серного газа к лёгким. После контакта с серным газом, видимо, личины опять мочились в наговорной или простой воде, чтобы смыть кислоту.
Бесы, када вылазят, запоминают нас в личинах, а без личин найти не можут. Походят, походят… решат промеж себя, мол, обознались, не туды пришли… так ни с чем и уйдут.
А, быват, возвращаются бесы на то место, откеда их гнали… приметы примечают… видят — то самое место… и печка та же, и огонь в ней горит маненько ещё, устье печки заложено прислонкой, дабы тепло из печи быстро не выходило, снасть литейная та самая и есть, и всё такое… всё как было тада… ищут, ищут тех, которые в личинах… никак не найдут… тада со злобы решают губить всех подчистую… а люди спят и не чуют беды… а наутро — все мёртвые.
— Надобно помнить сие и, дабы беды не случилось, после литья треба уголья в печи залить, от устья прислонку отодвинуть*, печку прикрыть шкурами или ещё чем, снасть прибрать, порядок навѐсть другой. Тада бесы не распознают места, откеда их гнали, и беды не содеют…
Тут бабы покликали их полдничать, и Меранг с Киршем, его отцом с братьями, женами и детьми собрались вокруг длинного стола из обтёсанных досок от расщепления клиньями цельного ствола.
Примечание. — Меранг, видимо, говорит в понятных ему образах о последствиях отравления газом CO (окисью углерода). Выделение окиси углерода наступает, когда реакция горения в печи идёт с недостатком кислорода, т.е., когда заслонки печи практически перекрыты.
*****************************************************************************
Далее Клуб читателей С-Рокова продолжит публикацию "Литейщики Бронзового Века". В полном варианте раздел "Миры Аркаима" можно прочесть в книге С. Роков "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ . Вы узнаете дополнительные подробности жизни Аркаима, а также, как связана конструкция Аркаима с оригинальной технологией получения меди.
Читайте книги С. Рокова и, чтобы не пропустить интересную для Вас информацию, подписывайтесь на наш канал.