История спрятанных сокровищ и кладоискательства зачастую тесно связана с историей географических открытий, потому что первые европейские путешественники в основном руководствовались поиском богатств. Исключений практически не было, по крайней мере о таких исключениях ничего не известно, особенно во времена так называемых Великих Географических Открытий.
Европейские исследователи Атлантики в основном стремились найти кратчайший путь в богатые восточные земли – Китай и Индию, путь к которым был перекрыт сначала Арабским халифатом, а затем – Османской империей. Уже 1000 лет назад было огромное количество людей, которые понимали, что для того, чтобы попасть на Восток, следует отправляться на запад. Конечно, кое-кто хотел найти третий путь – в обход Африки через Индийский океан, но таких было мало – Бартоломео Диаш, Васко да Гама, вот, пожалуй, и всё. Остальные европейцы стремились пересечь Атлантику, но при этом официальные попытки делались еще задолго до Колумба, хотя очень часто маскировались поисками каких-то богатых островов, населенных людьми и буквально переполненных золотом и бриллиантами. Так, еще в XII, XIII и XIV веках в Северной Атлантике проводились массированные (по тем временам, конечно) поиски таких земель, как Фрисландия, остров Святого Брандана, остров Бразил и многих других, причем на географических картах тех времен они занимали самое разное положение – от южной оконечности Гренландии до Островов Зеленого Мыса.
История и букинистика донесли до нас множество рукописных свидетельств этих поисков, но самое интересное, что свидетельства об этих островах дошли до средневековых путешественников еще чуть ли не с античных времен, но только в устных пересказах, многие из которых были зафиксированы в рукописных книгах, но немногие дошли до наших дней, да и то только в более поздних списках (рукописных копиях). Одна из таких книг называлась «Плавание святого Брандана». Речь в этой книге, которая была написана на латыни несколько сот лет назад, шла о некоем святом Брандане Клонфертском, который известен тем, что еще в VI веке нашей эры основал в Ирландии несколько монастырей, которые стоят и поныне. Это историческая личность, реальность его существования сомнению не подлежит, однако этому святому приписывается путешествие, которое он совершил в 530 году, и преследовало оно цель открытия не иначе, как Эдема – Земли Счастья, или Божьей Благодати. Во время этого путешествия, совершенного на корабле, хорошо переносившем океанские штормы, Бренданом была открыта земля, названная впоследствии его именем и неизменно попадавшая на карты более поздних картографов.
Считается, что во время этого путешествия была открыта или южная часть Северной Америки (например, Флорида), или Центральная Америка (Куба или Пуэрто-Рико), так как речь шла о земле, на которой фруктовые деревья плодоносили круглый год. Земля эта была населена дикарями, но среди них Брандан встретил седовласого монаха-европейца, который прибыл на эту землю задолго до этой встречи. На берегу моря стоял прекрасный дворец, набитый всякими яствами, которых хватило экипажу корабля на обратный путь, но во дворце никто не жил, а сам седовласый монах жил в пещере на берегу моря. Также во дворце было найдено огромное количество сокровищ, которые, по словам монаха, охранялись дьяволом, и которого Брендан якобы видел ночью высоко в горах. Вообще-то повествование перенасыщено всякими выдумками в виде мертвого великана по имени Макловиус, которого Брандан нашел в каком-то ущелье, оживил и посвятил в христианскую веру, а также всяких чудовищ, которые плавали в море и были величиной с большие острова. В общем, вся эта книга являет собой компиляцию переработанных и приукрашенных кельтских легенд, и поэтому среди серьёзных географов она сильного распространения не получила. Только картографы поверили ей, хоть и частично, и начала рисовать на своих картах Остров Святого Брандана, который путешествовал по всей северной части Атлантики с карты на карту без всякого обоснования.
Но нас в этой истории пока что интересуют только два факта – это монах, которого Брандан нашел на открытой им земле, и дворец, набитый сокровищами.
Кто-то из более поздних хронистов писал, что Христофор Колумб отправился через Атлантику не в Китай, как рассказывал своему спонсору - испанскому королю, а на поиски именно этого дворца с сокровищами, которых, по утверждению автора «Плаваний», было столько, что они могли бы заполнить десять больших кораблей. Ясно, что Колумб читал эту книгу – ее читали в свое время абсолютно все путешественники, впоследствии ставшие знаменитыми, другое дело – поверил ли он ей? Предполагается, что поверил, этому есть свидетельства, зафиксированные документально, хоть они и могут считаться косвенными. Так, когда Колумб прибыл на Кубу, очень бедную золотом и алмазами, он почти сразу же стал требовать от местных индейцев золото в огромных количествах. А когда они ему стали объяснять, что золота у них не водится, он начал их истреблять, наказывая за враньё, причем так быстро, что буквально за несколько лет население острова уменьшилось на 1 миллион! Он был уверен, что открыл Эдем святого Брандана, и когда понял, что это не то, что он искал, он предпринял несколько новых путешествий в поисках замка, набитого сокровищами. О Китае он если упоминал, то только в донесениях испанскому королю, который финансировал все его экспедиции, на самом же деле он искал именно этот замок.
Но дело опять-таки не в Колумбе, потому что Колумб не нашел ни замка, ни сокровищ, а умер практически в нищете. Испанские конкистадоры нас тоже не интересуют, потому что они начали грабить совершенно иные земли, на которых хоть и были найдены дворцы, набитые сокровищами, но они не стояли на берегах моря, как было указано практически во всех вариантах «Плавания святого Брандана». Сегодня на карте мира нет практически ни одного белого пятна, а на карте побережья Северной и Центральной Америки белых пятен не осталось уже через 100 лет после открытия континента. И никто из исследователей этих мест никогда не заявил, что он обнаружил прекрасный (или вообще какой-либо) дворец, не говоря уже о сокровищах. Также никто из путешественников не обнаружил следов пребывания в Америке белых монахов-христиан, хотя с момента путешествия Брандана до открытия Америки прошла ни много ни мало тысяча лет. Дворец могло запросто разрушить землетрясением или смыть штормовыми волнами, в конце концов, берег мог погрузиться в пучину, и отныне тот легендарный дворец следует искать на дне морском.
Поэтому совершенно не значит, что святой Брандан придумал всю эту свою историю с путешествием, или сочинители книги о нем что-то напутали или тоже приврали. Кто-то даже из современных историков склонен верить наиболее правдоподобной части «Плаваний святого Брандана», но мало кто верит не только в великана Макловиуса или дьявола, охраняющего сокровища, но и в сами сокровища. Наиболее трезвомыслящие сторонники плавания Брандана допускают, что он мог в лучшем случае посетить Ньюфаундленд, хотя там фрукты не растут круглый год, или же посетить Мадейру или даже острова Зеленого мыса. Это вполне правдоподобно, и тогда остается только гадать, зачем европейские картографы рисовали этот так и не обнаруженный мореплавателями остров на своих картах вплоть до XIX века?
Однако есть тут некий след, который зафиксирован в одной из летописей, найденной в архиве Лиссабона в 1635 или 1638 году, и ставшей собственностью португальского капитана Луиша Вимоза. Самой летописи никто так никогда не увидел, даже записи о том, что она находилась в архиве, никто не нашел. Но она неоднократно упоминается в книге некоего португальского хрониста Мигела Салданьи «Занимательные приключения португальских авантюристов», изданной малым тиражом в 1843 году в Лиссабоне.
Суть повествования такова: Луиш Вимоза, житель Лиссабона, моряк, владелец торгового судна, которое приносит ему неплохой доход, купил у какого-то чиновника старинный документ, в котором приведены точные координаты острова, обозначенного как Остров Макловиуса. Тут следует сообщить, что великан Макловиус, который фигурирует в «Плавании святого Брандана», хоть и не существовал, скорее всего, но считается национальным ирландским святым, ставший таковым после того, как Брандон вернулся из путешествия и рассказал своим прихожанам о приключениях, выпавших на его долю. Официальная церковь, впрочем, Макловиуса не признала, так что этот типаж считается просто народным святым. Но то, что имя Макловиуса в истории связано исключительно с именем Брандана, говорит о том, что документ, который нашел Вимоза, повествовал именно о том Эдеме, на котором ирландский святой высадился за более чем тысячелетие до описываемых событий.
Также в документе рассказывалось и о монастыре, который основал на Острове Макловиуса некий святой Альбен, а также о «великих ценностях», которые удалось собрать монахам этого монастыря за многие века. Капитан Вимоза, прочитав все эти сведения, решил во что бы то ни стало посетить остров, отыскать этот монастырь и вывезти из него все сокровища. Впрочем, так утверждал в своей книге Мигел Салданья, так как весьма сомнительно, чтобы богобоязненный, пусть даже и свирепый морской волк, отважился бы на грабеж монастыря, тем более что и португальцы, и ирландцы были единоверцами – католиками, и были под непосредственной защитой Ватикана. Видимо, в документе, который получил Вимоза, были совсем другие сведения, и в них говорилось не о монастыре, а именно о дворце. Причем не следует забывать о том, что сокровища, которые были в нем собраны, охранялись дьяволом, врагом любого христианина, поэтому первейшей обязанностью этого любого христианина было вступить в схватку с дьяволом и победить его. Правда, исход этой схватки мог вызывать вполне законные опасения не в пользу христианина, но, как видно, Вимозу это не напугало, он снарядил свой корабль, укомплектовал его командой в 30 таких же отважных морских волков и отправился в путь. Было это около 1638 года, точную дату Салданья привести затруднился, хотя мог бы придумать ее с полным знанием дела, но решил не врать по пустякам. Именно из-за этих «пробелов» в книге «Занимательные приключения португальских авантюристов» ей вообще-то в целом верится, потому что недобросовестный хронист таких белых пятен просто не допустил бы.
Итак, Вимоза отправился на запад на своей каравелле «Порту-Санту», и через несколько недель отыскал искомый Остров Макловиуса. Дальнейшее Салданье стало известно от самого Вимозы, который после возвращения из путешествия описал свои приключения на нескольких листах бумаги, которые долго хранили его потомки, но они были уничтожены во время знаменитого землетрясения 1755 года, разрушившего практически весь Лиссабон. Потомки восстановили записи своего предка по памяти, но и эти документы были уничтожены во время нашествия на Португалию Наполеона, когда родовое гнездо Вимозов было разграблено и сожжено французскими солдатами. Их опять восстановили по памяти, и в таком виде они якобы попали в руки Салданьи, но более поздние исследователи их не нашли, а современные потомки капитана Вимозы и слыхом не слыхивали ни о каких записках своего предка-моряка.
Однако вернемся к путешествию. Салданья утверждает, что капитан Вимоза достиг крайнего крупного острова всей Антильской гряды – Пуэрто-Рико, который принадлежал тогда Испании и был очень сильно укреплен. Однако португалец Вимоза не боялся испанцев, так как в те годы Португалия, в свою очередь, принадлежала Испании, и потому Вимоза и его моряки были как бы и испанскими подданными, а корабль «Порту-Санту» мог считаться одной из единиц испанского флота. Однако Вимоза не сообщает – встречался он на Пуэрто-Рико с испанцами, или нет. Он сразу перешел к тому, что Остров Макловиуса он нашел очень быстро, но никак не мог отыскать на нем ни дворца с сокровищами, ни даже его развалин. Откуда он узнал, что это именно тот остров, который был ему нужен? Все очень просто – моряки, высадившиеся на берег, нашли большую пещеру, в которой валялся рассыпавшийся в прах скелет огромного великана, и в этом прахе не был найден христианский крест, которым якобы крестил Макловиуса Брандан за 1000 лет до этого. Именно это открытие и убедило Вимозу в том, что он попал на «остров сокровищ», оставалось только найти их.
Если откинуть явный бред о скелете Макловиуса, то получается, что у Вимозы были совсем другие источники, из которых он причерпнул информацию о том, что он высадился именно там, где надо. Более месяца моряки обследовали остров, который оказался довольно большим – не менее 30 км в поперечнике и с высокой горой в центре, очень сильно похожей на вулкан. Что это за остров – неизвестно и сегодня, может быть, Вимоза дал неверное его описание в целях конспирации, но то, что он существовал в 1638 году – это несомненно, иначе не было бы всей этой истории. Возможно, он погрузился в море после одного из землетрясений, которые свирепствовали в этом регионе всегда, а может, взорвался вулкан, который якобы фигурирует в описании Салданьи, и разнес остров в пух и прах. В XVI-XVII столетиях в районе Антильских островных гряд происходило много природных катаклизмов, и многие из них только упоминались, но не исследовались никогда. А может Остров Макловиуса до сих пор существует под другим названием, но никто не знает о том, что когда-то он посещался такими личностями, как святой Брандан и капитан Вимоза.
В общем, повествование разворачивается и рассказывает нам о том, что, в конце концов, Вимоза отыскал дворец, который оказался не дворцом в полном архитектурном смысле, а вырезанным в огромной отвесной скале фасадом с окнами, галереями и украшениями в европейском стиле, который с берега моря и на самом деле походил на дворец. Внутри скалы были вырублены помещения, в которых, по-видимому, когда-то обитали люди, и весь этот ансамбль не был обнаружен сразу по прибытии потому, что вся скала была скрыта под сплошным ковром буйной тропической растительности. Этот дворец был найден совершенно случайно, когда группа моряков, взобравшаяся на скалу, чтобы оглядеть с нее окрестности, внезапно обнаружила вход в подземелье, засыпанный камнями, землей и прочим мусором. Это было первое свидетельство давнего присутствия людей на острове, поэтому кладоискатели быстро очистили ход и проникли в каменный дворец.
Салданья в своем опусе довольно подробно описал то, что увидели моряки Вимозы в этом дворце, что наводит на мысль о том, что все это исключительно его фантазии. Вряд ли сам Вимоза на нескольких листках предавался бы такому словоблудию, потому Салданья мог только предполагать, как выглядел сам дворец, и все это пространное описание служит только для того, чтобы увеличить объем книги. Но в этом дворце обнаружилось то, за чем Вимоза, собственно, и прибыл на этот остров – сокровища. Подвалы дворца были буквально забиты бочками с золотыми и серебряными изделиями, а также сундуками с бриллиантами. К сожалению, не сохранилось описания найденных португальцами драгоценных предметов, потому судить об их происхождении – индейском или европейском, - нет никакой возможности. Кладоискатели были сконцентрированы исключительно на богатстве как таковом, поэтому об описании найденного не помышляли, они оценивали его ценность исключительно на вес. Сокровищ было столько, что, по словам Вимозы (или Салданьи?) они могли бы заполнить целых десять кораблей, подобных тому, на котором португальцы прибыли на остров, и еще осталось бы. Целую неделю тридцать моряков набивали свой «Порту-Санту» золотом и бриллиантами (серебро решили пока не трогать, как менее ценный продукт), а остальное решили перепрятать, так как здраво рассудили, что если они нашли сокровища, то их может найти и кто-нибудь другой. Впрочем, все перепрятать они не успели, так как заканчивался сезон попутных ветров, которые могли бы быстро принести путешественников домой в Европу, и потому какую-то часть им пришлось оставить в подвалах «замка». Они засыпали ход в подземелье, тщательно уничтожили следы своего пребывания на острове и отправились в обратный путь.
Однако в конечном итоге Луиш Вимоза прибыл в Португалию в одиночку, в крайне изнуренном состоянии, на попутном корабле, который подобрал его на одном из необитаемых островов Зеленого Мыса. Сам Вимоза объясняет это тем, что корабль его попал в сильнейший шторм у берегов Африки и затонул, налетев на рифы того острова, на котором моряк и был найден, а все его спутники погибли. Названия острова в книге нет, нет ее и в рукописи, и Салданья полагает, что этот остров он не открыл никому до самой своей смерти, намереваясь отправиться к нему со спасательной экспедицией. Правда, он умер через несколько лет после своего спасения, причиной могли послужить травмы, полученные им во время кораблекрушения, потому что Вимоза был не так стар, судя по всему ему не было и 50 лет. Правда, в те тяжелые времена продолжительность жизни европейцев была невелика, 60 лет – это глубокая старость, но прекрасно известно, что самыми долгоживучими были именно моряки, которым удалось избегнуть гибели в морской пучине.
Итак, Вимоза умер, однако тайну свою, видимо, он перед смертью все же раскрыл какому-то своему родственнику, так как буквально через пару лет один из сыновей Вимозы эмигрировал из Португалии в Бразилию, смертельно поругавшись с испанцами. Вскоре он из обычного, хоть и обеспеченного эмигранта стал одним из самых богатых бразильских плантаторов и потратил немало денег на создание первой бразильской армии, которая начала выгонять из колонии стремившихся захватить ее голландцев и французов. Если учитывать, что его отец до путешествия к Острову Макловиуса был просто состоятельным человеком, а сам он стал самым настоящим богачом, по современным меркам – мультимиллионером, ему удалось найти сокровища отца. Правда, неясно, откуда он их взял – то ли проник на затонувший у Островов Зеленого Мыса корабль, то ли посетил Остров Макловиуса.
В пользу второй версии говорит один интересный факт, который был опубликован в американском журнале «Чудеса и приключения» за 1925 год. В большой статье, посвященной пиратским кладам, рассказывалось об удачливом американце Джонатане Балелике, который в 1893 году нашел на одном из островов Зеленого Мыса затонувший пиратский корабль, буквально набитый сотнями бочек с золотыми изделиями и сундуков с бриллиантами. Правда, официально эта находка зарегистрирована не была, и о ней стало известно задним числом, к тому же мало кто поверил в то, что на пиратском корабле могли быть такие огромные богатства. Могла возникнуть версия, что это испанский галеон, который перевозил награбленные индейские сокровища из Мексики в Испанию, и она была вполне правдоподобной. За три сотни лет грабежа испанцами Мексики и Перу в море пропало много испанских «золотых» галеонов, почти все они утонули вблизи берегов Америки, но какой-то из них штормом могло отнести к Африке, где он и нашел свой конец у берегов Азорских островов. Однако некоторые подробности заставляют усомниться, что это был испанский галеон, например, в сообщении указывается, что на бочках и ящиках были клейма на португальском языке, а не на испанском. К тому же, судя по приблизительному описанию, Балелике попался не галеон, а небольшая португальская каравелла. Также следует учесть, что добыча золота и алмазов в Бразилии началась только в начале XVIII столетия, когда каравелл как класса кораблей уже давно не существовало.
Таким образом и пиратская, и испанская версии происхождения затонувших сокровищ исключаются, исключается и более поздняя португальская версия. К сожалению, никаких подробностей ни о Джонатане Балелике и судьбе найденного им клада не сохранилось.
Но даже если предположить, что вся история о нем просто выдумана каким-то американским журнальным графоманом, то некоторые важные данные самым интересным образом совпадают с данными, опубликованными в книге Мигела Салданьи «Занимательные приключения португальских авантюристов».
Оба автора никак друг с другом не связаны, по крайней мере, они писали о самых разных событиях, которые самым интересным образом пересеклись, что только подтверждает правдоподобность заложенных в них фактов, хотя бы основных. В обоих произведениях фигурирует португальская каравелла, португальские сокровища и португальские Острова Зеленого Мыса, у которых эта каравелла затонула.
Если бы более поздний хронист – американец, читал историю Салданьи, или хотя бы что-то слышал о ней, то он наверняка вспомнил бы и о Луише Вимозе, и об Острове Макловиуса. И тогда были бы все основания предполагать, что про найденные на Островах Зеленого Мыса сокровища и Джонатане Балелике он все выдумал. Но соединенная с рассказом Салданьи, эта история приобретает весьма правдоподобный смысл, и не позволяет занести ее в разряд досужих журналистских вымыслов, состряпанных для «желтой» прессы ради заработка, гну разве что пририсованы некоторые несущественные детали.
В заключение следует сказать вот что: история эта еще до конца не расследована. В принципе, ее не стали расследовать те, кто обычно подобные истории расследует, потому что до последнего времени она существовала как два отдельных, независимых друг от друга компонента, каждому из которых веры нет. Но когда эти две истории превратились в одно общее полотно, доверие к фигурирующим в ней фактам совершенно иное.
Можно даже сказать, что это уже готовое исторические исследование, в котором осталось прояснить только некоторые детали. В принципе, не так уж и трудно подтвердить существование и Луиша Вимоза, и Джонатана Балелике, можно попытаться выяснить судьбу сокровищ, найденных им, потому что такие огромные богатства, тем более старинные ювелирные изделия, всегда оставляют след. Можно прояснить и множество других фактов, фигурирующих во всей этой истории – ведь сегодня весь научный мир буквально переполнен специалистами-историками и исследователями-археологами, и каждый из них что-то слышал, что-то видел, а может даже и исследовал что-то, связанное с сокровищами с Острова Макловиуса. Можно поискать и сам этот остров, и хотя драгоценностей там уже, скорее всего, нет, но наверняка мог остаться дворец, вырубленный в скале, если, конечно, остров этот, как писалось выше, не сгинул в морской пучине. Но всегда есть возможность обратиться к морским геологам и вулканологам, наверняка кто-то из них в курсе того, какие острова в Вест-Индии опускались на дно океана в ближайшие 500 лет – такие острова, как правило, не погружаются глубоко, а образуют банки и мели, по этим признакам их и можно вычислить. В общем, можно все прояснить, было бы желание, и даже средств много не потребуется, главное – наладить обмен информацией между учеными разных профилей.
Но все же самая главная загадка тут – вовсе не сокровища. Остается неясным факт упоминания имени ирландского священника, жившего полторы тысячи лет назад, в связи с континентом Америка. Все ученые исследователи знают о путешествии святого Брандана и открытии им острова, который он сам называл Эдемом. Но считается, что этот остров находится в восточной части Атлантики – не западнее Исландии или Островов Зеленого Мыса. Но что, если окажется, что этот ирландец еще задолго до викингов, открывших Винланд в Северной Америке, уже побывал на этом континенте?
Пусть даже он ступил только на остров у его берегов, но откуда тогда взялся святой Альбен, которого он встретил на острове Эдем, кто построил дворец в явно европейском стиле, и откуда взялись золото и бриллианты в регионе, в котором они совершенно не встречаются?
Эти загадки и предстоит разгадать будущим исследователям, и будем надеяться, что у них есть все шансы на успех в открытии весьма интересных загадок, связанных с открытием Нового Света.