Я всегда очень любил сувенирные магнитики, поэтому на моем холодильнике, как говорит моя любимая мама, «собралась вся география СССР» – от Владивостока до Калининграда, Минска и Ровно. Часть магнитиков я привез из своих «путешествий», часть мне прислали мои знакомые. Со временем ваш покорный слуга даже вывел свою классификацию, разделив магнитики на туристическо-красивые и туристическо-познавательные.
На туристическо-красивых магнитиках обычно нарисован красивый вид города или очертания страны и с надписью красивыми буквами, что это или где. На мой взгляд, годятся они только, чтобы показать знакомым и гордо сказать: «Во, я вот здесь был!». На туристическо-познавательных обычно нарисован какой-нибудь узнаваемый символ, этакая «визитная карточка» местности. Или сам магнитик может быть стилизован под изюминку географического объекта, который он рекламирует.
Сегодня хотелось бы рассказать о четырех магнитиках из моей коллекции, символизирующих Калининград, Ровно и Екатеринбург.
С калининградским проще всего – бутылочка с янтарем. Крышка у нее – симпатичная чайка, сидящая на каком-то камне в море. У ног чайки спасательный круг. Что называется – просто, емко и со вкусом. В одном магнитике подчеркивается и то, что Калининград – приморский город, и то, что там немало янтаря.
Похожая история и с магнитиком «Ровно». Поскольку, в городе находится (по крайней мере, раньше был) спичечный завод, сам магнит выполнен в виде спичечного коробка, кстати, его можно и в этой роли использовать (проверено). На лицевой стороне нарисована Площадь Независимости в Ровно с памятником поэту Тарасу Шевченко, стоящему на ней.
Другая история вышла с екатеринбуржскими магнитами. На обоих фигурирует памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину, который меня сильно заинтересовал. К слову, по словам моих тамошних знакомых, среди городской молодежи этот памятник окрестили «Бивис и Баттхед» – в честь героев смешного американского мультика. При этом что Татищев, что де Геннин – значительные исторические личности, оставившие огромный след в истории России.
Георг Вильгельм де Геннин (1676–1750 гг.). Урожденный немец (по другим данным – голландец), приглашенный в Россию генералом Лефортом в 1697 г. Участвовал в Северной Войне, внес большой вклад в развитие российской металлургической и металлообрабатыващей промышленности. Архитектор многих крепостей, Литейного Двора в Санкт-Петербурге, автор идеи машинного производства в России. Один из основателей металлургического завода по производству меди и стали, названного именем императрицы Екатерины Первой. Кстати, завод этот и стал градообразующим предприятием тогда еще маленького городка – Екатеринбурга. Кроме Екатеринбурга, де Геннин стал своеобразным «крестным отцом» для другого города, построив в числе многих других заводов Егошихинский медеплавильный, с которого и началась Пермь.
Василий Николаевич Татищев (1686–1750 гг.). Дворянин, промышленник, экономист. Его деятельность на Урале плотно пересекается с деятельностью Де Геннина. Так, они на пару основали и металлургический завод на реке Исеть, положивший начало Екатеринбургу, и медеплавильный завод у деревни Егошихино, возвысивший Пермь. Если де Генин был прежде всего металлургом, архитектором, то Татищев внес немалый вклад в развитие российского горного дела, очень плотно занимался географией и историей.Татищев – автор «Истории Российской». Кстати, полностью она называлась «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым». Охватывало это исследование период с древнейших времен по 1558 г. Даже сейчас татищевская «История России» считается одним из самых значительных трудов за все существование российской историографии.
Вот такой получился исторический экскурс. А началось все с магнитиков…