Уникальность и опасность освоения космоса в том, что всё познавалось и познаётся только вживую: после неудачных полётов, после внеплановых и опасных приземлений. Одним из таких путей проб и ошибок прошла космонавтика при составлении методики выживания космонавтов при посадке в условиях рекордного холода.
Когда Леонов и Беляев в 1965 году из-за проблем с ориентацией корабля вдруг приземлились в лесах Пермского края, никто на тот момент не думал, что космонавтам нужны знания о выживании в снегах и ночном лесу. Хотя и после их полёта этим вопросом ещё по-настоящему не озаботились. Посчитали, что после доработки корабля таких проблем с неверным приземлением больше не возникнет.
В 1975 году экипаж "Союза-18а" (подробнее было здесь) из-за проблем с ракетоносителем приземлился в Алтайском крае, в горах и также ночевал в зимнему лесу. Годом позже "Союз-23" (об этом читайте тут) сел в экстремальные условия замерзшего зимнего озера. А следом за ним "Союз-24" приземлился в условиях зимней степи, когда работу поисковиков затрудняла метель. Космонавты несколько часов замерзали в капсуле без возможности облегчить своё положение, пока их ищут.
После этого вопрос о выживаемости в условиях холода встал особенно остро. Оказалось, что даже штатная посадка, но в сложных метеоусловиях (как с "Союзом-24") требует наличия теплозащитной одежды и снаряжения. Это позволит космонавтам выжить в экстремальных условиях низких температур, когда быстрой помощи ждать не приходится.
Это наблюдение было простым, но всё осложнялось космическими условиями. В корабле, где каждый грамм на счету, не хватало объёма и веса для всего снаряжения, которое бы позволило космонавтам выжить в условиях сурового холода. Тогда были решено провести испытания, чтобы проверить и аккумулировать весь опыт (северных народов, полярников, альпинистов), который позволил бы космонавтам выжить при минимальном наборе необходимого.
Первое, что приходилось учитывать: организм космонавтов после посадки ослаблен длительным полётом в невесомости. А значит те действия по спасению, на которые был бы способен здоровый активный человек, будут для них доступны не полностью.
Второй важной задачей стала разработка теплозащитной одежды для космонавтов. Скафандры "Сокол" отлично справились бы со своей задачей в случае разгерметизации корабля, но не были рассчитаны на выживание в условиях низких отрицательных температур.
Предприятие «Звезда», которое разрабатывало скафандры, предложило несколько видов костюмов для защиты космонавтов от холода: на шерстяной, пуховой и синтепоновой основе. Испытателям предстояло проверить каждый из них и определить, какой костюм справится с защитой от мороза и ветра лучше всего .
Для первых испытаний был взят за легенду случай с приземлением "Союза-24". Испытатели были помещены в выстуженную капсулу космического аппарата и должны были вести на холоде наблюдение за своим состоянием.
Выяснилось, что замерзающий человеческий организм выделяет больше углекислого газа, чем в обычном состоянии. Отсюда остро встал вопрос с проветриванием капсулы, даже если для этого приходилось открывать её навстречу порывам морозного ветра и снега.
Однако испытатели не учли, что на холоде действия человека замедляются, а при недостатке кислорода возникает усталость и сонливость. Так они чуть не оказались на грани смертельной опасности, когда люк капсулы захлопнулся, и один из испытателей заснул на нём. Спасателям пришлось оперативно вытаскивать из капсулы товарищей.
На следующем этапе испытаний под Воркутой при температуре -50 градусов спасатели выживали, сняв скафандры и надев на себя полётный костюм плюс теплозащитный костюм из шерсти и сверху гидрокостюм. Но даже в таком обмундировании медицинские датчики на теле испытателей, сидевших в капсуле, через 12 часов стали фиксировать первые признаки переохлаждения.
Капсула остыла и не давала никакого тепла. Ещё через два часа испытания были прерваны по медицинским показаниям, а испытателей больше получаса отогревали в сауне и поили горячим чаем.
В следующий раз нужно было опробовать применение подручных средств (снега) и снаряжения, находящегося в корабле, для выживания. Испытатели сделали с помощью мачете укрытие в сугробе – в процессе работы из-за высокой физической активности в тело поступало тепло, и все надеялись на успешное завершение эксперимента. Однако после того, как укрытие из снега было построено, оказалось, что внутри него холоднее, чем снаружи!
Как потом объяснили метеорологи, за пару дней до приезда спасателей под Воркутой температура понижалась до -60 градусов, и снег накопил этот холод, а неправильно построенное укрытие его отдавало, а не набирало тепло.
Позже космонавтов во время занятий по выживанию учили основам построения жилища эскимосов – иглу: там может сохраняться тепло до +15 градусов. Однако строить такие чудо-укрытия из снега эскимосы учатся почти половину своей жизни.
По результатам проведённых испытаний было решено остановить выбор на теплозащитных костюмах на синтепоновой основе. И они очень пригодились, когда Виктор Савиных и Владимир Джанибеков в 1985 году спасали мёртвую станцию "Салют-7" в условиях нулевых температур.
С конца семидесятых испытания во выживанию в зимних условиях проходят все космонавты и астронавты, готовящиеся к полёту. И все они указывают на то, что это очень хороший психологический тест команды и проверка человека на готовность работать в экстремальных условиях.
Космонавт Игорь Волк после говорил, что "выбравшись из этой тренировки, чувствуешь себя мужиком. Мы бывали в разных передрягах. Но полученный здесь опыт пригодится нам и как космонавтам, и как лётчикам-испытателям".
А каков ваш опыт выживания в зимних условиях? Пишите в комментариях.
Читайте подробнее о видах скафандрах в космонавтике.
Узнайте тут, как готовили первых космонавтов.
Читайте в этом материале о специальных тестах для астронавтов в Японии.
****
Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!