Многие уже почти не помнят, а некоторые уже не знают про них - про аудио или компакт-кассеты. А ведь была целая эпоха компакт-кассет, продолжавшаяся не менее 40 лет – с середины 60-х и до середины первой декады 2000-х годов. Да, к огромному сожалению многих, “золотая” эпоха производства высококлассных кассетных дек и магнитол закончилась в самом начале 90-х годов, уступив место в середине 90-х максимально удешевлённым и механически упрощённым аппаратам, которые неплохо записывали компакт-кассеты, но внешне и внутренне были очень убоги. Золотая эра качественных кассет закончилась чуть позднее, в середине 90-х годов, а освободившуюся нишу заполнили дешёвые прозрачные “стекляшки”, производимые под известными брендами в Корее, Таиланде и Мексике. Не отставал и Китай, наводнивший рынок подделками кассет под известные бренды. В общем, в середине первой декады 2000-х массовый выпуск аудио кассет и аппаратуры для их воспроизведения прекратился, а всё, что было произведено до этого, осело на складах и дома у расторопных ценителей аналогового звука.
Стоит отметить, что некоторые известные производители, например TEAC, продолжают выпускать единичные модели современных кассетных дек, а TOSHIBA магнитолы, но качество их звука и близко не стояло с качеством “той” аппаратуры, которую можно было увидеть в 80-х годах в советских комиссионных магазинах и магазинах валютной торговли “Берёзка”. А сколько аппаратуры в СССР не попадало! Сейчас только приходится удивляться огромному ассортименту техники, ещё представленной на вторичном рынке, и стоимость её растёт баснословными темпами, следом за увеличением спроса на кассеты и магнитофоны. Согласитесь, мало кто сможет себе позволить приобрести кассетную деку Nakamichi 1000ZXL за 450000 рублей или одну!!! новую запечатанную кассету SONY METAL MASTER за 6000 руб. или даже дороже! Да, недешёвое удовольствие сейчас быть энтузиастом кассет.
Большая часть нынешних слушателей музыки озабочено цифровым звуком и носителями, беспроводной передачей сигнала на колонки и наушники… Многие современные дети даже никогда в руки не брали магнитолу или плеер. - Какая такая кассета? - спросят они. - Для чего она нужна в век цифровых записей звука без потерь? – Мы на плеер или смартфон по времени сто кассет запишем и будем слушать их в высоком качестве. Возможно, они правы и им не нужен давно де-юре умерший стандарт звукозаписи. Почему он умер – вопрос отдельный: производители всегда стараются уменьшить расходы и за счёт этого увеличить долю прибыли, ведь гораздо дешевле и быстрее выпустить компакт диск, чем записывать кассеты на дупликаторах, а их ведь ещё до этого надо было сделать и механически собрать. Медиа-магнаты и владельцы авторских прав тоже были не рады массовому расцвету пиратства и обмена записями. В итоге производители медиаконтента сейчас довели свои затраты до абсолютного минимума, онлайн продавая аудиозаписи через интернет, которые затем невозможно использовать в цифровом виде для тиражирования.
Вроде бы всё: пользователи скручены крепкими оковами цифровизации и обязаны потреблять только CD и аудио-файлы, Но нет, в последние годы популярность аудио кассет растёт удивительными темпами - любители кассет и магнитофонов продолжают хобби своей молодости, приобретая новые аудио-кассеты из старых запасов (даже бывшими в употреблении кассетами не гнушаются), деки, магнитолы и плееры. Некоторые любители не прекращали слушать свои старые кассетные записи на винтажной технике, другие же прекратили слушать из-за поломок оборудования, перейдя на современные форматы и даже успели выкинуть в мусор сотни столь популярных ранее компакт-кассет и вот теперь они делают попытку вступить в одну и ту же реку дважды.
Чем же вызван растущий интерес к кассетной технике? Любители аудио кассет и магнитофонов поясняют, что только аналоговые записи приятны для слуха и с ними вполне солидарны любители винила - оцифрованные с высоким битрейтом и разрядностью хорошо изданные виниловые пластинки (диски) звучат не в пример лучше компакт-дисков с их “сухим” звуком. Ориентируясь на таких любителей, некоторые производители до сих пор продолжают выпускать виниловые пластинки и компакт-кассеты с записями, хотя до качества носителей середины 80-х – начала 90-х они не дотягивают.
ТЕХНОЛОГИЯ
Предлагаю немного окунуться в технологию магнитной записи звука и компакт-кассет в частности, а затем проверить возможности данной техники на конкретных примерах. Повествование постараюсь вести с минимальными заумствованиями, тем более я в этой области не являюсь экспертом.
Итак, магнитная запись звука предполагает перевод электрических колебаний, получаемых с микрофона или линейного входа магнитофона магнитной головкой в изменения магнитного поля, которое вызывает изменение ориентации магнитных частиц магнитного слоя, нанесённого на тонкую полимерную ленту. Чтобы звук записывался постоянно, нужно обеспечить постоянное движение записывающей магнитной головки над магнитным носителем, ну и поскольку головку гораздо проще механически закрепить неподвижно, то в магнитофонах было реализовано движение поверхности магнитной ленты относительно головки, как в кассетных, так и в бобинных, где более широкая и толстая лента наматывалась на бобины. Подобная технология также была реализована в компьютерной технике: ленточных накопителях стримерах, флоппи и жёстких дисках. При внедрении технологии магнитной записи были попутно решены многие проблемы, мешавшие её реализации – нелинейная характеристика магнитных носителей с их гистерезисом, необходимость обеспечения стабильности скорости протяжки ленты относительно магнитной головки и снижение уровня собственного шума ленты в тракте воспроизведения. Экспериментальным путём было выяснено, что хорошее качество записи достигается только при подаче в записывающую магнитную головку совмещённого сигнала звуковой частоты и высокочастотного подмагничивания переменного тока. Теперь позволю себе процитировать Википедию: «Уровень подмагничивания — критический параметр тракта записи; он определяет динамический диапазон записываемого сигнала, линейность его АЧХ и уровень искажений. Соответственно, оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может быть выбран на основе различных критериев:
максимальной отдачи ленты на частоте 400 Гц или 1 кГц (критерий максимального динамического диапазона), максимальной линейности АЧХ канала записи-воспроизведения в области «малого сигнала» (минус 20 дБ от номинального, то есть такого, при котором обеспечивается установленный для данной ленты максимальный уровень остаточного намагничивания). На практике (при автоматической калибровке тока подмагничивания под конкретную ленту), выбирается такой ток подмагничивания, при котором уровень отдачи ленты на частоте 400 Гц и 10 кГц (15 кГц) одинаков; минимальными нелинейными искажениями канала записи-воспроизведения на частоте 400 Гц и минимальным уровнем шумов. В общем случае эти критерии дают разные значения оптимального тока подмагничивания, а значит, выбор оптимального тока подмагничивания является компромиссным. Но чем совершеннее данный экземпляр магнитной ленты, тем ближе между собой оптимальные токи подмагничивания, полученные по этим критериям. Оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может отличаться от стандартного тока, установленного на заводе. Это отклонение может быть несущественным в простых системах, но совершенно неприемлемо при использовании компандерных систем шумоподавления (Dolby NR и аналоги). Превышение тока подмагничивания сверх оптимального «заваливает» верхние частоты и сужает динамический диапазон, и наоборот; компандер Dolby нелинейно усиливает эти огрехи, порождая «модуляцию» АЧХ воспроизведения уровнем сигнала».
Поэтому в кассетных магнитофонах верхнего уровня, начиная с флагманских моделей середины 1970-х годов, применяется, как минимум, ручная регулировка (калибровка) тока подмагничивания под конкретную ленту с использованием встроенных образцовых генераторов стандартной звуковой частоты 400 и 10 000 Гц. Для регулировки магнитофон включается в режиме записи, а на вход левого и правого каналов подаются сигналы 400 и 10 000 Гц одинакового образцового уровня. Регулировка заключается в выставлении такого тока подмагничивания, при котором уровни воспроизводимого сигнала левого и правого канала, наблюдаемые по встроенному индикатору, совпадают. По мере удешевления электроники в 1980-х годах ручная калибровка появилась и на моделях среднего уровня, одновременно появились полностью автоматические схемы подстройки тока подмагничивания, управляемые микропроцессором, позволившие осуществлять подстройку тока подмагничивания на деках без сквозного канала (с двумя головками).
Стоит упомянуть и о системах динамического подмагничивания (СДП), где необходимый оптимальный ток подмагничивания уменьшается с ростом высокочастотных составляющих полезного сигнала (полезный сигнал «сам себя подмагничивает»). Поэтому снижение тока подмагничивания в те моменты, когда в полезном сигнале присутствует много высокочастотных составляющих, расширяет динамический диапазон в области высоких частот примерно на 10 дБ. Лента, записанная на магнитофоне с СДП, может воспроизводиться на любом магнитофоне — при условии, что динамический диапазон его тракта воспроизведения позволяет воспроизвести повышенный относительно стандартного уровень записанного сигнала в области высоких частот. Из коммерческих СДП наиболее распространённой и известной является Dolby HX Pro, разработанная компанией Dolby Laboratories.
Применение СДП особенно актуально при малых скоростях движения магнитной ленты (4,76 см/c и ниже). Дело в том, что при фиксированном (оптимальном) токе подмагничивания и использовании ленты типа I, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) канала записи-воспроизведения кассетного магнитофона линейна (с стандартным отклонением 3 дБ в рабочем диапазоне частот) только в области «малого сигнала» (при уровне записи порядка −20 дБ относительно номинального). А применение СДП позволяет получить линейную АЧХ без завала высоких частот при существенно бо́льших уровнях записи (порядка −10…−6 дБ).
Важнейший узел магнитофона — магнитные головки. Их характеристики во многом определяют качество работы аппарата в целом. Они могут быть как универсальными (используются для записи и воспроизведения звука), так и специализированными (в магнитофонах со сквозным каналом, обеспечивающими одновременную запись сигнала и контроль его качества с выхода воспроизводящей головки). Также обязательно наличие в магнитофоне стирающей головки, которая производит стирание фонограммы на уже записанной кассете. Вот примерная упрощённая схема лентопротяжного механизма кассетного магнитофона. Схема
Магнитная головка по своей сути представляет из себя катушку индуктивности с одной обмоткой и с одним или двумя разрывами в кольцевом магнитопроводе – зазорами. Чем тоньше рабочий зазор, тем более высокую частоту сможет записать головка. Также, чем выше скорость движения магнитной ленты относительно головки, тем более высокая частота на записи может быть достигнута. Это было реализовано в бобинных магнитофонах со скоростью движения ленты 19 и 38 см/сек и на кассетных деках, позволявших записывать на удвоенной скорости ленты (не перезаписывать).
Более подробно тема магнитных головок описана в этой статье: https://poisk-ru.ru/s2942t2.html Магнитопровод головок изготавливался из различных материалов – пермаллоя, стеклоферрита, сендаста, аморфного металла и др., отличавшихся различной степенью износоустойчивости (твёрдости). Качество звука, получаемого на этих различных магнитных материалах, не одинаковое. Наиболее музыкальными среди меломанов считаются головки из пермаллоя, но они стираются об магнитную ленту гораздо быстрее других. Более твёрдые головки не всем нравятся по звуку, но они могут быть практически вечными, не требуя замены на всём протяжении эксплуатации магнитофона. Среди наиболее износостойких головок — стеклоферритовые и аморфные. Помимо деления по материалам, существуют разновидности головок по количеству звуковых каналов — однодорожечные (моно), двухдорожечные (стерео) и многодорожечные (в профессиональной технике). Иногда также встречались четырёхдорожечные магнитные головки, применяемые в магнитофонах или плеерах с автореверсом, то есть переменой направления движения ленты без вынимания и переворачивания кассеты, но это в стационарных кассетных деках наблюдалось редко - обычно использовалась технология разворота блока головок, а при её плохой реализации мог нарушиться азимут расположения головок (это когда головка находится под углом к звуковым дорожкам на магнитной ленте, что вызывает ухудшение отдачи высоких частот и даже взаимное проникновение звука между стерео каналами).
Многие любители кассетной звукозаписи именно поэтому не жалуют аппараты с автореверсом, считая, что они не могут обеспечить идеальное воспроизведение при разном направлении движения ленты, но часто это не так. В качественных кассетных деках такого не наблюдается и механика там отрабатывает превосходно. Ну а если взять отдельный отряд элитных дек с автоматической подстройкой азимута головок, то там уже и завзятые меломаны голосуют своим богатым карманом за эти воистину уникальные магнитофоны, позволяющие выжать максимум из технологии магнитной записи звука.
Про себя скажу, что подкручиванием азимута головок я занимался только в конце 80-х — начале 90-х годов и только в советских деках типа Электроника МП-204С, где мощный соленоид настолько сильно и быстро подбрасывал/отбрасывал универсальную головку, что она со временем начинала менять положение, настроенное производителем.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Ну ладно, кажется я слишком увлёкся проблемами и тонкостями технологии магнитной записи, которые уже давно были решены инженерами и забыл про главное, про то, что нужно конкретному человеку, а именно: с чего начать, если появилось желание окунуться в аналоговый звук. Прежде всего нужно уяснить, что в продаже можно встретить множество магнитофонов по почти бросовой цене (несколько тысяч рублей), но большинству из них потребуется профилактика или даже ремонт с заменой резинотехнических изделий — пассиков и резинки идлера (колёсика с резиновым ободом). У некоторых аппаратов могут быть сломаны пластиковые шестерёнки, которые массово применялись в лентопротяжных механизмах в 90-е годы, у каких-то могут быть подсохшие электролитические конденсаторы или тусклые индикаторы. В любом случае, нужно внимательно читать описание продающегося на аукционе или доске объявлений аппарата, смотреть его фото, по возможности в живую поехать, посмотреть и послушать его. Если такой возможности нет, аппарат находится в другом городе или даже стране, нужно смотреть рейтинг продавца и при необходимости задавать ему конкретные вопросы. В России лучше всего приобретать винтажную аудиотехнику на аукционе meshok.net или avito.ru. К первому сайту обычно доверия больше, так как многие аппараты продаются уже после ремонта или профилактики, а постоянным продавцам, занимающимся перепродажей техники из-за границы, нет резона портить себе репутацию. Конечно, можно приобретать технику и напрямую за рубежом – на ebay.com или через посредников на аукционе Yahoo! JAPAN, но стоимость её пересылки, к примеру, из Японии может обойтись дороже цены её приобретения.
Ну вот, вы морально созрели приобрести себе первый кассетный аппарат. Отлично! Что надо определить для себя, так для чего вы его будете использовать — для прослушивания уже имеющихся старых кассет или для записи. Если для прослушивания, то подойдёт практически любая исправная кассетная дека, а вот если для записи, то желательно обратить свой взор на трёхголовочные деки со сквозным каналом, либо на двухголовочные деки с автоматической калибровкой. Если есть желание перезаписывать кассеты, присмотритесь к двухкассетным декам, или со временем придётся приобретать второй аппарат. Почему именно деки, а не магнитолы или музыкальный центр? Деки обычно выдают гораздо лучшее качество звука при воспроизведении, да и при записи они превосходны, а в магнитолах часто даже нет линейного входа для подключения источника звукового сигнала и тем более линейного выхода. Музыкальные центры — отдельная «песня», обычно в них использовались упрощённые кассетные деки, а в самых дешёвых кассетные «карманы» были в едином моноблоке, где также располагались тюнер, усилитель мощности и проигрыватель компакт-дисков.
Плюс к вышесказанному: у кассетных дек имеются чётко прописанные в инструкции частотные характеристики при записи на ленты разных типов, коэффициент детонации (неравномерность скорости движения ленты) и соотношение сигнал-шум с шумоподавителями и без. Разумеется, эти характеристики были актуальны, когда техника была новой, а сейчас их уже никто не может гарантировать. Исключение может быть, только, если настройку аппаратуры произведёт хороший мастер, умеющий использовать измерительные приборы и имеющий тестовые ленты.
Перейдём к носителям, то есть компакт-кассетам. Их сейчас выпускают очень ограниченными партиями для использования некоторыми компаниями звукозаписи, записывающими на них новые альбомы современных исполнителей. Качество этих кассет не идёт ни в какое сравнение с теми кассетами, что были в продаже в 80-е и 90-е годы прошлого века, но унывать не стоит. В продаже на интернет-аукционах ещё можно встретить бывшие в употреблении и новые, запечатанные, кассеты из старых запасов. Собиранием запечатанных кассет во внешне идеальном состоянии занимается очень много коллекционеров.
И ведь реально, кассет было такое огромное количество разновидностей, что собирать не собирать.
Любители кассетной тематики скупают запечатанные кассеты для своих коллекций и под запись, некоторые обложились ими, как баррикадами. :)
Если у вас в городе есть «блошиный» рынок, где продают старые вещи, посетите его, наверняка там иногда можно будет разжиться по бросовым ценам кассетами, которые успешно подойдут для записи сборников, которые будет приятно послушать самому или с друзьями.
ЗАЧЕМ?
Чем же интересна кассетная тема таким людям, как я? Наверное, прежде всего тем, что это ностальгия по временам нашей молодости, когда шикарный импортный магнитофон или дека вызывали безумный восторг у всех, кто его видел и слышал музыку с него. Многие из нас не могли себе позволить приобретать качественную крутую технику, большинство из которой даже не завозилась в СССР, а та, что завозилась, стоила, как пол-автомобиля «Жигули».
Ещё огромный плюс, который не имеют современные слушатели музыкальных треков и песен на жёстких дисках и флешках — кассеты можно воочию увидеть и потрогать: достать кассетку, попутно пересмотрев одну-две сотни других. А потом очень приятно видеть, как крутятся в магнитофоне бобинки кассеток (особенно красиво, когда они имеют металлические щёчки и напоминают бобины катушечных магнитофонов), как бегают линейки индикатора уровня, как меняются циферки на счётчике... Когда в нашей семье в 1979 году появилась импортная магнитола Philips 774 без всяких индикаторов уровня, я смотрел, как зачарованный, даже на механический счётчик ленты.
Дизайн той аппаратуры из 70-х — 80-х тоже сейчас не имеет аналогов. Всё было сделано ослепительно красиво и надёжно, зачастую с использованием деревянной отделки.
А где ныне тот самый звук? Поэтому многие люди в наши дни пытаются реализовать мечту своей молодости или детства и приобрести такие магнитофоны, которые в годы их производства невозможно было иметь у нас в стране. За рубежом, кстати, многие скупают магнитофоны точно так же, как будто и они были обижены. Или снова та самая ностальгия по прошлому, отягощённая болезнью коллекционирования? Наверное, даже я, будь у меня много денег, кинулся бы скупать самые классные деки и лишь пустые карманы удерживают меня от этого.
Ну а пока, достанешь какую-нибудь кассету, попробуешь на неё записать музыку и получаешь от этого удовольствие, особенно, если дека даёт возможность откалибровать ток записи и частотную характеристику тракта под каждую конкретную ленту. Ведь даже кассеты одной фирмы и наименования могли иметь совсем разные характеристики из-за разного полива плёнки магнитным составом или от лет выпуска. Ну, или просто слушаешь неизвестные записи на приобретённых кассетах, ожидая найти что-нибудь интересное...
ОТДОХНЁМ!
Я, конечно, затронул только верхушку айсберга столь обширной темы, как кассетная звукозапись, но, надеюсь, у вас в душе при прочтении хоть что-нибудь шелохнулось, а может быть вы даже, как я, решите попробовать «тряхнуть стариной».
Делаем автокалибровку и записываем кассету DENON HD-M (тип IV, металл) на трёхголовочной деке Pioneer T-700S со сквозным каналом.
Записываем и воспроизводим кассету MAXELL UD XL II 1978 года выпуска (тип II) на двухголовочной деке AKAI GX-R70 с автореверсом. При этом пробуем систему шумопонижения dbx.
Запись на TEAC V-2RX б.у. кассеты TDK AR (по следам группы Casiopea).
Записываем на Pioneer T-700S б.у. кассету MAXELL UD I (по следам группы Casiopea. Часть 2).
Калибровка, запись б.у. кассеты AXIA AU-IVx на деке SONY TC-K333ESJ с разными положениями REC EQ CAL.
Некоторые фотографии были взяты из свободного доступа в интернете, за что выражаю благодарность их авторам.
Желаю всем удачи в хобби и в жизни!