Совместная работа немецких и австрийских учёных привела к созданию нового типа сенсорного покрытия, предназначенного для работы в составе электронных устройств. Искусственная «кожа» обрабатывает одновременно как тактильные, так и сигналы другой природы, что прежде не удавалось совместить в едином конструктивном решении.
Электронная кожа получила своё название в силу функционального сходства с кожей живых существ. Так, кожа человека за доли секунды обрабатывает и классифицирует сигналы из внешней среды. Ту же роль должна выполнять электронная кожа. Поиск решения этой задачи ведётся в лабораториях мира. Исследовательской группе во главе с Денисом Марковым (Центр им.Гельмгольца) и Мартином Кальтенбруннером (Университет Линца) удалось создать аналог кожи человека с характеристиками, близкими к оригиналу, сообщает Nature Communications.
Новая электронная кожа сможет существенно улучшить взаимодействие человека с машинами, поднять выше на ступень работу в виртуальной среде. Электронные приложения усложняются с каждым днём, и нам требуются всё более совершенные сенсоры, которые передавали бы максимально широкую гамму ощущений. Однако ныне используемые датчики могут работать не более чем с 1-2 типами сигналов – например, отслеживать внешний объект дистанционно с помощью камеры либо реагировать на прикосновения.
Новый датчик m-MEMS – сокращённо от «магнитная микроэлектромеханическая система» – работает с несколькими источниками сигналов одновременно, умеет их различать и передавать по раздельным каналам для последующей обработки. Сенсоры m-MEMS распознают тепло, холод и «чувствуют» плотность предмета, различая степень твёрдости. Миниатюрное электронное устройство, по словам ученых, помещается на кончике пальца.
Ожидается, что сферой применения электронной кожи в ближайшее время станут смартфоны и человекоподобные роботы. Новинка заинтересовала хирургов возможностью использования датчиков в оборудовании, работающем в стерильных условиях операционных. В перспективе, просматривается разработка кожных протезов для людей с поражением кожных покровов, полученным в результате ожогов и ранений. И конечно, новую разработку высоко оценят разработчики VR-приложений и технологий «виртуальной реальности».