Найти в Дзене
Имена России

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МАЛЬКО, СТАРШИЙ СЕРЖАНТ КРАСНОЙ АРМИИ, ИЛИ ПРОРЫВ «БЕШЕНОГО» ТАНКА ЧЕРЕЗ МИНСК

3 июля 1941 года, Минск. Немцы уже неделю назад захватили город. И тут со стороны Бреста в город врывается советский танк-одиночка Т-28 и идет на прорыв, на восток. Он проносится через весь город, как ураган, сметая все на своем пути, оставляя за собой панику, трупы и горящую немецкую технику. Только на восточной окраине Минска фрицы сумели подбить машину. Отчаянным танком в тот день управлял старший сержант Дмитрий Малько, механик-водитель. А началось всё 26 июня 1946 года... Старший сержант Дмитрий Малько заведовал складом боеприпасов. Когда решено было эвакуировать склад, он сам повёл находившийся там танк Т-28. Но колонна попала под бомбёжку, танк был поврежден и заглох. Малько остался ремонтировать машину, а колонна ушла без него. Через несколько часов он устранил неисправность и доехал до Березина, где к нему присоединились майор-танкист Васечкин и трое курсантов артиллерийского училища: Николай Педан, Александр Рачицкий и Фёдор Наумов. Вновь сформированному экипажу была по
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МАЛЬКО, СТАРШИЙ СЕРЖАНТ КРАСНОЙ АРМИИ
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МАЛЬКО, СТАРШИЙ СЕРЖАНТ КРАСНОЙ АРМИИ

3 июля 1941 года, Минск. Немцы уже неделю назад захватили город. И тут со стороны Бреста в город врывается советский танк-одиночка Т-28 и идет на прорыв, на восток. Он проносится через весь город, как ураган, сметая все на своем пути, оставляя за собой панику, трупы и горящую немецкую технику. Только на восточной окраине Минска фрицы сумели подбить машину. Отчаянным танком в тот день управлял старший сержант Дмитрий Малько, механик-водитель.

Танк Т-28
Танк Т-28

А началось всё 26 июня 1946 года...

Старший сержант Дмитрий Малько заведовал складом боеприпасов. Когда решено было эвакуировать склад, он сам повёл находившийся там танк Т-28. Но колонна попала под бомбёжку, танк был поврежден и заглох. Малько остался ремонтировать машину, а колонна ушла без него. Через несколько часов он устранил неисправность и доехал до Березина, где к нему присоединились майор-танкист Васечкин и трое курсантов артиллерийского училища: Николай Педан, Александр Рачицкий и Фёдор Наумов.

Вновь сформированному экипажу была поставлена задача вытащить из болота другие танки. Танки найти так и не удалось, а пока искали, отстали от своих. Кругом немцы. Решено было прорываться через Минск.

Сначала на пути встретилась группа неприятеля около ликёроводочного завода. Те грузили ящики со спиртным и на танк не обратили внимания, думал, свой. Два десятка фашистов покосили из пулемёта, никто не успел убежать.

Затем навстречу вывернула колонна немецких мотоциклистов. Часть колонны подавили гусеницами, остальных достали пулемёты.

Следующее место столкновения было у реки, где стояло много вражеской техники. Немецкие солдаты отдыхали, купались в реке. Экипаж Т-28 открыл огонь сразу из всех орудий: из пушки – по технике, из пулемётов – по живой силе. Воцарился ад и паника. В ужасе фрицы пытались скрыться от русского танка. И снова никому не удалось уйти.

Танк рванул дальше. И вновь на пути несколько десятков единиц боевой техники противника — танки, самоходки и пушки. Сами гитлеровцы стояли рядом и смотрели в небо. Наш танк наделал столько шума, что немцы подумали, что идет воздушный налёт русских самолетов.

Но атаковали их не с воздуха. Заговорила пушка танка, ударили пулеметы. Взрывы, паника. К тому времени боезапас уже кончался, и надо было уходить. Машина на полном ходу рванула из города. Чуть-чуть не дошли до городской окраины. Немцы опомнились и сумели подбить танк.

Майор Васечкин отдал приказ покинуть машину и уходить огородами.
Один из курсантов, Александр Рачицкий, был убит на месте, другой, Николай Педан, смог добежать до забора и скрыться во дворах. Майор Васечкин погиб, прикрывая отход товарищей.

Дмитрий Малько тоже спасся. Через два дня он добрался до своих. Прошёл всю войну, до самой Победы, которую он встретил на территории Восточной Пруссии. К слову, эта война была пятой на его счету. В 1966 году Д. И. Малько был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Судьба третьего курсанта, Фёдора Наумова, оставалась неизвестной. Но, как оказалось, он тоже выжил.

Жители Минска не забыли историю о «бешеном» танке, она стала легендой. Подробнее о героическом прорыве наших танкистов через Минск можно прочитать здесь.

Читайте также воспоминания Фёдора Наумова.