В очередной раз комитет по чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга прислал на клубную почту постановление Правительства города о периодах в которые запрещен выход на лед.
Такое постановление издается уже лет пять. И постоянно не утихают споры в среде рыбаков, о его законности.
На первый взгляд кажется, что оно продиктовано заботой о жизни и здоровьи граждан. Как же - следить за выполнением постановления назначен целый вице-губернатор. Это безусловно снижает риск выхода на лед... Ведь в царской Росси за безопасность выхода и оповещение жителей о толщине льда отвечали ... дворники! Прогресс налицо!!!
С другой, совершенно очевидной для каждого рыбака стороны, вопрос его безопсности никак не связан с данным постановлением.
Почему? Да потому что издается это издевательство над рыбаками в начале ноября, и , как мы видим и в прошлом, и в позапрошлом году, никакого отношения к реальной опасности отношения не имеет. Просто потому, что льда в период, указанный в постановлении не было. (правда и сроки в прошлые года были чуть короче до 1 января, а потом оно продлевалось до 15го.
Еще хуже дело обстоит с весенним периодом. Начало весеннего запрета выхода на лед с 07.03. с высочайшей вероятностью будет еще соответствовать надежному ледовому покрытию на абсолютном большинстве водоемов.
Окончание - 15.04 - писано вилами , причем неизвестно по чему. На моей памяти далеко не единожды были года, когда лед стоял еще до 20-х чисел апреля. Причем формально, судя по этому постановлению , после 15 апреля, если лед будет, на него снова можно выходить. А ведь как раз это очень опасный период. Последний лед куда страшнее и коварнее первого.
Мы не раз обращали на это внимание и через СМИ, и через прямое обращение к депутатам Законодательного собрания Петербурга. Но... здравый смысл уступает место формализму. Запретить легче, чем реально контролировать ситуацию и помогать людям обеспечить безопасность.
Хочется обратить внимние еще на один момент.
Большинство водных объектов, даже на территории Санкт-Петербурга согласно водного кодеса Российской Федерации являются объектами федерального значения. А следовательно не подлежат юрисдикции власти субъекта федерации. Собственно на этом основывалось даже несколько прецедентов выигрыша дел в суде, опротестовывавших наложение административных штрафов за выход на лед. По одному из них я приведу частичные сканы судебного решения, по опротестовыванию наложения административного штрафа за выход на лед. Я несколько урезал сами скрины, что б не выкладывать все 5 листов целиком, кого интересует полный текст Решения суда, может пройти по ссылке указанной в разделе Рыболовное Право сайта Питерского Клуба Рыбаков. Но в целом ход разбирательства понятен и по этим выборкам.
Далее идет описание, что по этому поводу был составлен Административный протокол уполномоченным лицом, рассмотрен, и на нарушителя наложен штраф, то есть наказание, которое собственно и обжаловалось в этом судебном заседании.
И.... результат , суд конечно отменил постановление об административном правонарушении, но увы, только в связи с истечением срока давности.
Увы... предвосхищая аргументы некоторых торопливых читателей , что обстоятельство, приведенное нашим коллегой суд все же счел существенным . Суд счел существенным то, что его объяснения не были занесены в протокол и что на административной комисссии его объяснениям не была дана правовая оценка. И, как знать, как повернулось бы дальнейшее разбирательство, если бы административное делопроизводство бы не было прекращено в связи с истечением срока давности, ведь статья Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70
«Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» по которой штрафуют звучит так :
Статья 43-6. Выход на лед в запрещенный период, выезд на лед на транспортных средствах:
1. Выход на лед в запрещенный период, ежегодно устанавливаемый Правительством Санкт-Петербурга по предложению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласованному с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
2. Выезд на лед на транспортных средствах, не являющихся средствами передвижения по льду, а в запрещенный период на любых транспортных средствах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей.
То есть, если сроки запрета согласованы с территориальным представительством федерального органа, то штрафовать будут! И это конечно вызывает массовое недовольство рыбаков. Ведь на самом деле получается, что фальшиво прикрываясь якобы заботой о нашей безопасности, чиновники просто создают повод для штрафов.
Позиция Питерского Клуба Рыбаков по этому вопросу такова :
1. Запреты должны носить актуальный характер.
Издавать запреты без соотнесения их с реальной ледовой обстановкой является нарушением конституционных прав на свободу передвижения, на отдых, на пользование природными ресурсами. Запрет выхода на лед в отсутствие льда дискредитирует сам себя. Запрет в условиях, когда выход на лед не вызывает опасений (а так чаще всего происходит с весенним запретом), вызывает и провоцирует безответственное отношение к реальной опасности.
2. Ледовая обстановка и степень опасности для жизни людей в различных водоемах даже в черте Санкт-Петербурга существенно различаются. Необходимо дифференцировать запреты выхода на лед малых внутренних водоемов (например Суздальских озер, прудов парка Победы, Таврического сада, Ольгинского, Петровского прудов, озера Разлив, Лахтинского разлива) и больших водоемов. Причем разные части Финского залива в черте города также имеют разную степень опасности. Например, южный и северный берега Финского залива, окрестности дамбы, акватория у Зеленогорска. Необходимо при запрете дифференцировать степень опасности района, иметь критерии безопасности выхода на лед для каждого района.
3. Запреты по ледоставу устанавливать не на дату, а до достижения льдом безопасной толщины (опять же для каждого объекта дифференцированно).
4 Информацию о реальном состоянии ледового покрытия доводить до населения наряду с обычными прогнозами погоды. Необходимо это делать не только в период запрета, но и в период разрешенного выхода на лед, поскольку самые большие чрезвычайные происшествия случаются именно в период, кажущийся безопасным, и зачастую по причине недостаточной информированности рыбаков.
5. Выезд машин на лед водоемов, безусловно, представляет повышенную опасность. И для экологии, и для самих рыбаков. Движение по льду вне специально оборудованных дорог и трасс запрещено в том числе Правилами дорожного движения. Но в то же время практически никто не занимается организацией этих самых ледовых дорог, контролем за безопасностью стихийно складывающихся ледовых трасс. Необходимо определять и создавать ледовые дороги, например, фактически сложившиеся по Новоладожскому каналу. Обязать службы МЧС и ДПС контролировать их безопасное состояние. И, соответственно, ограничивать движение при наличии опасности.
Конечно же, в завершение , самое главное, обращаясь уже к рыбакам - берегите себя. Как бы нелеп не казался запрет, стоит помнить, что лед опасен всегда. Выполняйте правила выхода на лед, имейте средства спасения, не только индивидуальные, но и длинную веревку, с помощью которой вы можете оказать помощь другому человеку. не пробуйте толщину льда на пробой ногой. Обходите сомнительные места, трещины, особенно по преволедью. По первому и последнему льду не ходите без средств проверки льда - лучше всего легкой пешни. Если провалились,
старайтесь лечь грудью на кромку льда, выбросив вперед руки, или повернуться на спину и закинуть руки назад , вылезать лучше упираясь ногами в противоположную кромку, но, если лед тонкий, она может обломиться, и тогда только заостренные спасалки или нож помогут выбраться на лед без посторонней помощи, не убирайте спасалки в ящик, рюкзак, или внутренние карманы.
И, небольшая ссылка на видео о том, как действовать на льду, в перволедье размещенное в блогах нашего сайта
Ни хвоста, ни чешуи...
Ждем полноценного открытия зимнего сезона.
Николай Кириллов, председатель Совета ПКР