Этого часто даже сразу и не замечают. До первой воды. А вот тогда уже бывает, что повреждение достаточно велико. Ремонтируются такие вещи примерно одинаково, без особой разницы - 3 миллиметра или 7 сантиметров.
Почему не замечают сразу? Потому что когда пара стоит, то этого почти и не видно. Что опять-таки говорит о важности периодического осмотра обуви и её просушки после улицы. С другой стороны, даже если и заметили - мгновенно ничего плохого не случится. Можно ещё ходить достаточно долго, тщательно избегая луж. И там уже решить - купить новые, ремонтировать эти, или подумать об этом через полгода, если сезон заканчивается.
Итак, что же мы здесь видим? Зелёная стрелочка - это кожа верха, где ещё нет сквозного прорыва, но лицевой слой (на который приходится 90% прочности кожи) уже повреждён. Нужно или разрезать это место "до живого", или по крайней мере, обеспечить нахождение какой-то основы под ним. Первый метод каноничен, второй применяется, когда не собираются прошивать, надеясь только на клей. Синяя стрелка указывает на гранитолевый подносок - это деталь, придающая форму носочной части. И тут может сработать триггер: всё, что затрагивает подносок, могут считать ремонтом в носочной части обуви, который стоит дороже.
Вырезаем деталь из натуральной кожи, срезаем края "в ноль", чтобы не было резкого перехода. Деталь называется "латка", но человека нужно к этому подготовить. Если сказать сразу, то сознание рисует валенок в красной заплатой снаружи, прошитой белыми нитками зиг-загом, и в мозгу вспыхивает красная надпись "DANGER!". Работать с испуганным клиентом несколько сложнее.
Далее нам необходимо подготовить место - верхняя часть обуви состоит из непосредственно верха, подкладки, межподкладки (опционально) и подноска в носочной части. Необходимо, чтобы латка стояла между верхом и подноском. Куда деть межподкладку - в данном случае не принципиально.
Применяем этилацетат для облегчения задачи, ибо имеем дело с гладкой натуральной кожей чёрного цвета. Понятно, что со светлой замшей мы так поступать бы не стали. Далее промазываем клеем это место, сушим. Я применяю клей полиуретановый, у него выше прочность клеевого шва, хотя для кожи можно было бы применить полихлоропреновый. Плюс к подошве из полиуретана нужно клеить полиуретановым, а мазать двумя клеями одну деталь, ловя эту границу - занятие такое себе... Заправляем верх, прошиваем его на машинке либо вручную. Фотография не отсюда, показывает, что этой машинкой можно много куда подлезть.
Затем свободный участок заправляем под подошву. Примеряем, наносим клей, сушим и склеиваем.
Далее ещё можно прошить подошву, но обычно когда выполняешь ремонт, уже видно, насколько удачно получилось. Клиентам в шаговой доступности можно и не прошивать, по их желанию, договорившись, что если будет отставать от подошвы - прошью. Если всё сделано правильно (а мы старались), то нитку издалека не видно. Практически не видно её и вблизи.
А учитывая, что уже сыро (раз заметили), обработаем отличным кремом на основе воска. После него примерно месяц обувь не надо чистить вообще.