Андрей Белоусов, помощник президента, рассказал о трех составляющих для ускорения экономического роста России.www.vesti.ru/doc.html?id=3212481&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
1) Удешевить заимствования, для чего требуется снизить ставку Банка России до пяти процентов.
2) Улучшение инвестклимата. Для этого требуется снизить давление силовых органов на бизнес.
3) Повышение доступности технологий для бизнеса и обеспечение предприятий кадрами. Нужно модернизировать всю сферу профессионального образования, для чего в правительстве будут созданы специальные центры.
Эти советы – навязшие в зубах либеральные догмы.
А вот пример Южной Кореи, которая наплевала на все либеральные рецепты. Джо Стадвелл "Азиатская модель управления". Эта модель выхода из отсталости универсальна, на все страны и времена.
1) За 1961-78 гг инфляция была на уровне 20%. И за это же время душевой ВВП в долларах вырос в 12 раз. Отсталой стране нужно не "оживление бизнеса", но развитие структуры экономики в пользу высокопроизводительной обрабатывающей промышленности. И нет никакой связи между этим развитием и уровнем инфляции. Пак Чжон Хи в Южной Корее в 1961 просто национализировал все банки и поощрял бОльшими целевыми субсидиями те компании, которые лучше выполняли его "Пятилетние планы".
2) Инвест-климат можно улучшать 1000 лет, но если не защищать отечественную промышленность от подавляющей конкуренции мировых лидеров, российский капитал добром не пойдёт в станко-, приборо-строение, электронику и прочие базовые отрасли. А вот в добывающую промышленность он ломится, не боясь никакого "неуважения к собственности", - но места все заняты.
Уповать на иностранные инвестиции - безумие. Через 20 лет сотрудничества с Сименсом оказалось, что для Крыма российских турбин нет! Об этом глава "Тайна восьмая. У капитала есть национальность" из книги Ха Джун Чхана "23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм".
Пак Чжон Хи обеспечил инвест-климат для южно-корейского капитала, взяв угрозой ареста со всех олигархов подписку: "Отдам всё, когда надо для национального возрождения". И защищал свою промышленность высокими пошлинами на импорт.
А иностранный капитал привлекал поблажками на доступ к ресурсам и рынку страны только в обмен на полную сдачу всех ноу-хау.
Джо Стадвелл чётко сформулировал: демократия, права человека, верховенство закона - это не движущий фактор выхода из отсталости, но сопутствующий.
3)а "Доступность технологий" - такая же либеральная маниловщина, как и повышение благосостояние и уровня рождаемости. Не измеряемая никакими объективными показателями, в отличие от анти-либеральных пошлин на импорт промтоваров. Дайте российским деньгам защиту от внешней конкуренции и шанс заработать на обрабатывающей промышленности внутри страны - и получите ту плотность индустрии, которая обеспечит и низкую себестоимость и высокое качество промтоваров. Но чтобы выйти на необходимые объёмы производства, нужны большие деньги и, самое главное, - время.
А конкуренцию нетрудно обеспечить и внутри страны. Глава "Тайна двенадцатая. Государство умеет выбирать победителей" из книги "23 тайны...".
3б) "Обеспечение предприятий кадрами" - ещё одна завируха с государственными "специальными центрами". В нынешнем российском упадке никакие академические учебные центры не дадут кадры, отвечающие нуждам промышленности. Пример выхода из отсталости всех ныне развитых стран показывает, что только крупные корпорации могут, не пуская денег на ветер, готовить для себя (и для страны) необходимые кадры. Научные центры для НИОКР тоже вырастают внутри этих корпораций, а не во всяких "Сколковых", жрущих казённые деньги.
И так же как США и Германия до начала XX века не признавали иностранные патенты, Япония, Корея и Китай игнорировали монополию развитых стран на технологии (интеллектуальная собственность), но рвали технологические секреты всеми способами.
Третья промашка либерального советника обусловлена ещё одной довлеющей либеральной догмой.
4) "Cтавка на малый бизнес". Опыт мировой экономики показывает, что в технологической пустыне, какова любая отсталая страна, начинать производство чего-либо во много раз дороже, чем в развитой стране, из-за малой плотности индустрии. Из-за нехватки поставщиков оборудования, комплектующих и материалов. Справиться с этим по силам только крупной корпорации. На первых порах ей придётся всё необходимое производить самостоятельно. Это страшно дорого. И не по силам никакому малому бизнесу. Не говоря уж, что малый бизнес в стране с низкой покупательной способностью населения - блошиный бизнес.
Чтобы читатель не ломал голову и не строил фантазий, как же ныне развитые страны выходили из отсталости, надо сказать, что все они следовали одному плану.
Германия - первая получила руководство к действию в виде книги "Национальная система политической экономии" Фридриха Листа. Япония переняла эту систему у канцлера Бисмарка. В Южной Корее это была "священная книга" в каждом магазине и во всех ВУЗовских курсах. Китай только следовал их примеру.
А написал эту книгу Фридрих Лист на опыте США и Англии, которые пришли к этой системе более эмпирически, и потратили на выход из отсталости гораздо большее время.
Про опыт Англии и США также пишет Эрик Райнерт "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными" и Ха Джун Чхан "Недобрые самаритяне. Миф о свободе торговли и тайная история капитализма".
Секрет бедности россиян в том. что 70 лет священной книгой был "Капитал" Карла Маркса, а теперь, почти 30 лет, - "Богатство народов" Адама Смита. Но ни в "Капитале" и ни в одном курсе "Экономикс" по заветам А.Смита нет ни слова, как в отсталой стране завести конкурентоспособную обрабатывающую промышленность.