Грязь, болота, полное бездорожье. И ты один на один с природой. Нет, это не увеселительная прогулка, это настоящий спорт, возможность проверить себя, своего штурмана и свою машину в условиях, приближенных к боевым. Адреналин кипит в крови, внимание предельно сконцентрировано, и лишь одно сейчас имеет значение – доехать, обойти, победить! Есть масса различных дисциплин, где так или иначе проверяются на прочность человек и машина. В казахстанском городе Таразе прошли международные соревнования по джип-спринту.
Кольцо проходит на естественном природном рельефе, в реальных условиях бездорожья и подразумевает такие «приятные» сюрпризы, как резкие повороты, бугры, уклоны, контруклоны, колеи и другие естественные препятствия. Международный статус этим гонкам придал тот факт, что, помимо отчаянных товарищей из Тараза, Шымкента, Алматы, Талдыкоргана, грязь месили и спортсмены из Ташкента и Бишкека.
Откуда у людей страсть к джип-триалам, ралли и спринтам? Все приходят к этому разными дорогами. Один парень накопил денег на свой первый старенький «Паджерик», другому дедушка оставил в наследство «Ниву». Третий с детства с отцом ездил на рыбалку в дальние дали. Четвертого просто друзья затащили посмотреть, а его зацепило. Пятый же увидел соревнования внедорожников по телевизору. Иные скажут: мол, вот идиоты, машины гробят, чинить их потом себе дороже, лучше бы нормальным делом занялись. Но ни один из готовящихся к старту спортсменов не поменяет этого волнительного чувства предстоящей гонки на балет и курсы керамики.
Человек вообще любит соревноваться. И когда изобрели автомобиль, тут же появились первые гонки. Днем рождения автоспорта можно считать 1894 год. 19 декабря 1893 года издатель одного крупного французского журнала мсье Пьер Жирафф при помощи своего издания сообщил, что пора проводить первую автомобильную гонку, которую сам же и организовал. Старт был назначен на 22 июля, полгода собирали заявки, коих к началу соревнований набралось аж 102 штуки. В списке были самые разнообразные конструкции, которые двигались на бензине, керосине, на пару, электричества и даже на дровах. Главным критерием для победы было весьма расплывчатое заявление, что «5000 франков получит экипаж, который продемонстрирует наилучшую комбинацию безопасности, экономии и удобства в управлении». После проведенных технических контролей количество претендентов сократилось до 25, но в итоге на трассу вышла 21 самоходная повозка. О, это было поистине эпичное зрелище! Экипажам необходимо было преодолеть расстояние в 126 километров от Парижа до Руана. До финиша дошли три, победителем стал автомобиль с бензиновым двигателем мощностью в три лошадиные силы.
Именно эти гонки положили конец экспериментам с паровыми двигателями. Машины «на пару» были признаны слишком громоздкими и неповоротливыми. Наступила эра двигателя внутреннего сгорания
Автоспорт развивался вместе с автопромом. С годами появлялись более мощные, надежные, удобные машины и, как следствие, рождались новые соревнования. И если на заре надо было просто доехать на «самоходной повозке» до финиша, то со временем появились и другие критерии: не просто быть первым, а быть первым в определенных условиях.
Виды автоспорта
Кольцевые автогонки – гонки по асфальтированной трассе на определенное количество кругов.
Ралли – участники едут из точки А в точку Б по незамкнутым трассам.
Автокросс – гонки на кольцевой грунтовой трассе.
Автослалом – гонки на время по размеченной конусами и покрышками трассе, виртуозное маневрирование на скорости.
Автотриал – соревнования на преодоление коротких, но почти непроходимых участков дикого бездорожья.
Трофи – соревнование внедорожных автомобилей по пересеченной местности на время.
Драг-рейсинг – соревнования на разгон по прямой на четверть мили (402 м).
Дрифт – управление при движении в управляемом заносе.
Гонки на выживание – кольцевое кроссовое соревнование, разрешающее выталкивать соперников с трассы и всячески их калечить.
Джип-спринт – кольцевая гонка по специально подготовленной замкнутой трассе.
Эркен Курбанов,
участник джип-клуба TARAZ, организатора соревнований.
Главная трудность в организации соревнований – это выполнение всех задуманных мелочей. Готовились давно, особенно напряженным был последний месяц. Помимо трассы и участников, надо было организовать и всю выездную инфраструктуру для зрителей. Это и еда, и вода, и развлечения для детей, конкурсы для взрослых, парковки и туалеты. Для хорошего события все эти моменты имеют огромное значение. Кроме того, на подобных соревнованиях важна безопасность в первую очередь зрителей, необходимо следить, чтобы никто не лез на трассу. Наш клуб был задействован полностью, включая жен, детей и родителей, – организация, контроль ситуации и прочее. Мы проводили наши таразские соревнования уже в восьмой раз. Будем продолжать!
В Казахстане в каждом крупном городе есть свой джип-клуб, который устраивает любительские соревнования. Вместе ходят в бездорожные походы, потом вместе чинят машины. Джиперы –сообщество, субкультура, объединенная любовью к бездорожью, грязи и выносливости. Найти их нетрудно, все подобные компании имеют страницы в соцсетях, можно присоединиться к любому приключению хоть на долгий срок, хоть на один раз. Часто из джиперов-любителей вырастают профессиональные спортсмены, которые всю жизнь проводят на полном приводе, потому что джип – это не только важно шуршать по городскому асфальту. В первую очередь джип – это свобода и настоящие приключения!
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.