Найти тему
Мифы о СССР

Каким было трудоустройство в СССР?

В советские времена устроиться "с улицы" можно было только на не престижную работу. Наиболее лакомая часть рынка вакансий находилась в "тени".

Советская пропаганда преподносила право на труд как одно из преимуществ социализма. Умалчивая, что на самом деле в Стране Советов труд являлся не столько правом, сколько обязанностью. Тунеядство квалифицировали как преступление — в Уголовном кодексе имелась соответствующая статья. Так что или работаешь, или отбываешь наказание.

Не работать имели право граждане, потерявшие трудо­способность — например, инвалиды детства, люди, ставшие инвалидами в результате несчастного случая. Им государство выплачивало мизерное пособие. Также могли не работать замужние женщины — этим правом пользовались, как правило, жены больших начальников, чьих доходов семье хватало с лихвой.

Впрочем, неработающая супруга бросала тень на высокопоставленного мужа. Поэтому, например, жена лидера УССР В. Щербицкого преподавала русский язык и литературу в школе №57. Правда, мало кто знал, что ее занятость составляла… четыре урока в неделю. То есть на рабочем месте она появлялась дважды в неделю. Для сравнения: ставка учителя — 18 уроков в неделю, причем ради увеличения заработка многие стремились взять полторы, а то и две ставки.

Ну а в обычных семьях на одну зарплату мужа было не прожить. Поэтому женщины работали наравне с мужчинами. И вопрос "Как найти работу?" был весьма актуален.

Неписаные нюансы

На первый взгляд, трудоустроиться было легко. Везде — на уличных столбах, на досках объявлений, в транспорте, в городской газете — размещались десятки объявлений о наличии вакансий. Например: "Київському автобусному парку №1 терміново потрібні на постійну роботу: старший економіст по праці і зарплаті, заступник головного бухгалтера, техніки-нормувальники, обізнані з роботою на автотранспорті".

В некоторых объявлениях сразу указывали и заработок: "Київ­хлібторгу потрібні приймальники хліба і продавці-рознощики хліба додому. Оклад — від 50 до 80 карбованців".

Иногда требования к кандидатам включали возрастные ограничения, а также предпочтения по половому признаку.

В частности, машинистами поездов метро и милиционерами могли стать лица до 35 лет, отслужившие срочную службу. Прямо не написано, что женщин не берут, однако ссылка на прохождение срочной службы (два года в армии или три на флоте) слишком красноречива.

В объявлениях о найме на работу имелись свои нюансы. Например, все знали, что на работу в Киеве берут лишь обладателей киевской прописки. Однако в объявлениях об этом прямо не писали — для постороннего глаза все выглядело весьма демократично.

Впрочем, иногда предприятие в объявлении "на работу требуются" вносило строчку о предоставлении общежития. Например: "Будівельному тресту №26 для роботи на будівництві в м. Києві потрібні: муляри, теслярі, штукатури, столяри, бетонники, арматурники, покрівельники-жерстяники, різноробочі. Одинаки забезпечуються гуртожитком". Это и было сигналом о том, что отдел кадров данной организации закрывает глаза на отсутствие у претендента киевской прописки. Покладистость кадровиков объяснялась острейшим дефицитом рабочих рук — в строительстве это было особенно актуально.

если вам понравилась статья то не забудьте ставить лайки, комментарии и подписываться на канал, у нас интересно