Нам так часто говорят, что в России нет «гражданского общества». Что его формирование только начинается. Что сегодня российские граждане – это «атомизированные индивиды». И чувство солидарности им незнакомо, и на коллективные действия они неспособны.
И поэтому Россия – это страна, где всем управляет государство. Большая политическая система, навязывающая гражданам свои интересы. Но как возникает это самое «гражданское общество»? Обратимся к историческим примерам.
Есть, например, замечательная книга И. С. Розенталь «И вот общественное мненье!». Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII – начало XX века» (М., 2007). Автор показывает, как происходит развитие клубного движения в России на протяжении 150 лет. Рассмотрим основные тезисы.
Первые клубы в России появляются только в 1770-е годы. И это событие замечательно совпадает по времени с действием Указа Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 года). Таким образом, причиной возникновения клубов в России становится появление «свободного времени» у дворянства и, как следствие, необходимость создавать «культуру досуга». Отныне дворяне не только служат государству, как этого хотел Петр I, но и проводят время в собственное удовольствие.
Слово «клуб» дает в русском языке кальку «общество», которое сначала означает принадлежность к «узкой группе» лиц, входящих в клуб. Но уже в начале 19 века «общество» и «клуб» начнут различаться по своему назначению. «Общество» выступает объединением для серьезных дел, а «клуб» становится местом для отдыха и веселья. Затем произойдет расширение понятия. И во второй половине 19 века под «обществом» будет пониматься уже «широкая общественность». Весь мир не может веселиться, но требует серьезного отношения к жизни.
Традиционное противопоставление Москвы и Петербурга находит свое отражение и в клубной жизни. Здесь И. С. Розенталь проводит различия между Английским клубом в Петербурге и Английским клубом в Москве.
Петербургский клуб оказывается проводником государственных идей, Петербург является столицей, в клуб входят крупнейшие имперские чиновники и бюрократы – носители идей государственной власти.
Московский клуб становится прибежищем тех, кто не живет в Петербурге, нечасто бывает при дворе, и больше озабочен общекультурными вопросами, чем проведением политики государственной власти. Так Москва становится средоточием общественной жизни, свободной от непосредственного исполнения государственных идей. И в этом смысле можно говорить о формировании гражданского общества в России первой трети 19 века.
Клубная жизнь как преследование частных («клубы») и общих («общество») интересов становится основой в России для возникновения той самой идеи. Что общество и государство – это явления разного порядка. В это же самое время этот тезис будет высказан и обоснован рядом философов. Самым знаменитым из которых будет Гегель, его то и будут считать автором идеи о «гражданском общество».
Государство не должно управлять и контролировать все процессы в стране. Часть публичной работы граждане могут выполнять и самостоятельно. На основе частных соглашений, заключаемых между друг другом. Такая простая мысль закладывается в понятие «общество» и «общественная жизнь».