На сегодняшний день все чаще родители обращаются к педиатру с жалобами на неусидчивость малыша и повышение его физической активности – без определенной цели, которые сочетаются с рассеянностью внимания.
По статистическим данным эти симптомы присутствуют у 18% пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру.
В детской неврологии при наличии комплекса этих проявлений специалист диагностирует у малыша - синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Эта патология имеет огромное влияние на комфортную адаптацию ребенка в окружающей его социальной среде (социуме).
В большинстве случаев патология с дисфункцией ЦНС, нарушение функционирования ретикулярной формации головного мозга.
Причины возникновения
Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков – в 5 раз больше, чем у девочек.
Выделяют несколько факторов, которые могут влиять на вероятность возникновения синдрома гиперактивности.
К ним относятся:
1. Патологическое течение беременности и изменение образа жизни будущей мамы:
· нарушения плацентарного кровообращения в связи, с чем малыш страдает от хронической внутриутробной гипоксии и недостатка питательных веществ;
· внутриутробные инфекции;
· тяжелые соматические заболевания матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
· сложная экологическая обстановка;
· интоксикации – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.
2. Осложненные роды.
Признаки патологии
В раннем возрасте специалисты и родители редко определяют симптомы синдрома гиперактивности, чаще всего признаки патологии проявляются после двухлетнего возраста.
Он проявляется:
· повышенной физической активностью («бег ради бега») и неусидчивостью – ребенка практически невозможно заставить играть или просто посидеть спокойно;
· рассеянным зрительным и слуховым вниманием – ребенок не может сфокусировать внимание на предмете, прослушать сказку, посмотреть мультфильм – все это сопровождается двигательной активностью.
Кроме этого у малыша наблюдаются:
· различные виды нарушения сна – сложное засыпание, поверхностный сон, частые пробуждения;
· повышенная плаксивость, капризы и эмоциональная нестабильность с резкими переходами от смеха к плачу;
· у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
· в детском саду и в начальной школе отмечается сниженная память и проблемы с усвоением материала.
Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки синдрома гиперактивности значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.
Нельзя игнорировать проблему, если ребенок не получает своевременную помощь, то возможно усугубление симптомов патологии.
При этом нужно помнить, что под проявлениями синдрома гиперактивности могут маскироваться другие, более сложные нервно-психические заболевания, иногда они сочетаются серьезными соматическими заболеваниями и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.