Найти тему
Восприятие кино

"Сумрачный самурай". В Японии остались настоящие самураи?

Оглавление
Кадр из фильма "Сумрачный самурай"
Кадр из фильма "Сумрачный самурай"

Этот фильм 2002 года рассказывает о жизни Сейбэя с момента прискорбной кончины его жены до периода зарождающейся эры Мэйдзи. Через безупречное по глубине изображение Сэйбэя как человека, который бросает вызов нормам непоколебимой верности, беспощадности и хладнокровия самураев, Ямада пытается продемонстрировать более неясную сторону самурая.

Ямада решил сфокусироваться на главных событиях в жизни Сэйбэя, рассматривая его как:

  • умного
  • рационального
  • доброжелательного
  • уязвимого.

Сложный путь самурая

"Сумрачный самурай" начинается на торжественной ноте с кончины жены главного героя Игути Сэйбэя. Ее похороны экстравагантны, но это контрастирует с последующим изображением состояния жизни Сэйбэя.

Он неопрятный, грязный и изо всех сил старается содержать двух своих маленьких дочерей и старческую мать. Сэйбэй в дневное время ведет учет в магазине сухих продуктов в клановом замке. Он не участвует ни в одной "послерабочей деятельности" своих коллег, что дает ему язвительное прозвище.

В фильме Ямада показывает популярные стереотипы самураев вперемешку с непопулярными деталями их жизни. Он выделяет последнее в форме характера Сэйбэя.

Самурай обязательно бессердечен с пожилыми людьми, женщинами и детьми?

Ямада умоляет зрителя не согласиться с этими установками и бросает вызов этим популярным верованиям в своем фильме. Вместо этого Сэйбэй - доброжелательный, миролюбивый и рациональный человек.

Кадр из фильма "Сумрачный самурай"
Кадр из фильма "Сумрачный самурай"

Распространено мнение, что самурай - это тот, кто впитывается в индивидуализм, жертвуя семейными чувствами и преданностью. Во времена, когда личные интересы и интересы семьи сталкивались друг с другом. Нам предлагают по-другому взглянуть на вопрос о том, как самурай смотрит на свою семью в фильме. С самого начала и на протяжении всего фильма Сэйбэй считался жертвующим, любящим отцом и сыном.

Он должен заботиться о двух своих дочерях и своей старой матери-одиночке. В этот момент Ямада умело использует голос пожилой Каяно (старшей дочери Сэйбэя), чтобы рассказать историю, в которой Сэйбэй запомнился своей любовью, а не "рыцарством или честью", присущей самураю.

Самураи - это безжалостный и иррациональный класс.

Согласно кодексу этики "Бусидо", крайне важно, чтобы самурай был мужественным и преданным своему господину. Это обязательно означало бы, что он не что иное, как "духовная машина убийства", построенная с единственной целью - служить своему господину и убивать врагов.

Ямада не отрицает, что самурай должен выполнять свои обязанности, но демонстрирует это таким образом, что самурая заставляют это делать. В одной из самых острых сцен фильма Сэйбэй получил задание от своего господина убить врага клана. Вместо того, чтобы с готовностью принять поручение, он резко отказывается, даже несмотря на то, что была предложена весомая награда.

Он считает, что нет необходимости в насилии и нерациональной лояльности по отношению к своему господину. Сэйбэй утверждает, что потерял желание владеть мечом.

для серьезной борьбы и убийства человека требуется жестокость животных и пренебрежение собственной жизнью. ("Сумрачный самурай")

Это произносится в несколько саркастическом тоне в ответ на этический кодекс "Бусидо". Постепенная эрозия основных ценностей, воплощенных самураями, очень ярко отражается в этом предложении.

Самурай - умирающий класс в быстро развивающейся Японии.

К концу эпохи "Эдо" Япония ослабила приказ, запрещающий иностранным судам входить на свои берега. Британцы и Американцы стали приезжать в Японию, привнося с собой "западное" влияние. Ямада выражает эти изменения в своем фильме, где он показал европейца, обучающего группу японцев обращению с винтовкой на фоне бесед Сэйбэя и Томонохо.

Кадр из фильма "Сумрачный самурай"
Кадр из фильма "Сумрачный самурай"

Может быть, Ямада пытается объяснить упадок самурайского класса из-за повышенной иррациональности самураев. Этот момент в дальнейшем затрагивается и освещается в кульминации фильма. Його, старший советник в клане, был вынужден исполнить харакири, когда его лидер потерял контроль над кланом. Он сомневается в необходимости быть непоколебимо верным своему хозяину. Ямада продолжает говорить о том, что путь самурая уже не актуален, так как мир изменился.

Он продолжает насмехаться над "харакири", говоря, что это абсурд. Його больше не хочет быть "мальчиком на побегушках", у которого в жизни нет души. Возможно, умение рационально мыслить, знакомясь с западными ценностями, заставило самураев усомниться в ценности, которые они отстаивают. Это, в сочетании с меняющейся обстановкой в Японии, ознаменовало растущее безразличие самурайского класса к обществу.

Человечность главного героя

Нелегко отдать должное фильму "Сумрачный самурай" в небольшой статье, так как это сложный фильм с тонким смыслом. Очевидно, что Ямада критически относится к кодексу самурая.

Он изображает характер Сэйбэя с большой ясностью и соблазнительной глубиной, что делает его очень правдоподобным и привлекательным для публики. Будь то унылый отец, любовник или воин, Сэйбэй, безусловно, олицетворяет собой человеческую сторону и развеивает ложные мифы самураев.