Этот фильм 2002 года рассказывает о жизни Сейбэя с момента прискорбной кончины его жены до периода зарождающейся эры Мэйдзи. Через безупречное по глубине изображение Сэйбэя как человека, который бросает вызов нормам непоколебимой верности, беспощадности и хладнокровия самураев, Ямада пытается продемонстрировать более неясную сторону самурая.
Ямада решил сфокусироваться на главных событиях в жизни Сэйбэя, рассматривая его как:
- умного
- рационального
- доброжелательного
- уязвимого.
Сложный путь самурая
"Сумрачный самурай" начинается на торжественной ноте с кончины жены главного героя Игути Сэйбэя. Ее похороны экстравагантны, но это контрастирует с последующим изображением состояния жизни Сэйбэя.
Он неопрятный, грязный и изо всех сил старается содержать двух своих маленьких дочерей и старческую мать. Сэйбэй в дневное время ведет учет в магазине сухих продуктов в клановом замке. Он не участвует ни в одной "послерабочей деятельности" своих коллег, что дает ему язвительное прозвище.
В фильме Ямада показывает популярные стереотипы самураев вперемешку с непопулярными деталями их жизни. Он выделяет последнее в форме характера Сэйбэя.
Самурай обязательно бессердечен с пожилыми людьми, женщинами и детьми?
Ямада умоляет зрителя не согласиться с этими установками и бросает вызов этим популярным верованиям в своем фильме. Вместо этого Сэйбэй - доброжелательный, миролюбивый и рациональный человек.
Распространено мнение, что самурай - это тот, кто впитывается в индивидуализм, жертвуя семейными чувствами и преданностью. Во времена, когда личные интересы и интересы семьи сталкивались друг с другом. Нам предлагают по-другому взглянуть на вопрос о том, как самурай смотрит на свою семью в фильме. С самого начала и на протяжении всего фильма Сэйбэй считался жертвующим, любящим отцом и сыном.
Он должен заботиться о двух своих дочерях и своей старой матери-одиночке. В этот момент Ямада умело использует голос пожилой Каяно (старшей дочери Сэйбэя), чтобы рассказать историю, в которой Сэйбэй запомнился своей любовью, а не "рыцарством или честью", присущей самураю.
Самураи - это безжалостный и иррациональный класс.
Согласно кодексу этики "Бусидо", крайне важно, чтобы самурай был мужественным и преданным своему господину. Это обязательно означало бы, что он не что иное, как "духовная машина убийства", построенная с единственной целью - служить своему господину и убивать врагов.
Ямада не отрицает, что самурай должен выполнять свои обязанности, но демонстрирует это таким образом, что самурая заставляют это делать. В одной из самых острых сцен фильма Сэйбэй получил задание от своего господина убить врага клана. Вместо того, чтобы с готовностью принять поручение, он резко отказывается, даже несмотря на то, что была предложена весомая награда.
Он считает, что нет необходимости в насилии и нерациональной лояльности по отношению к своему господину. Сэйбэй утверждает, что потерял желание владеть мечом.
для серьезной борьбы и убийства человека требуется жестокость животных и пренебрежение собственной жизнью. ("Сумрачный самурай")
Это произносится в несколько саркастическом тоне в ответ на этический кодекс "Бусидо". Постепенная эрозия основных ценностей, воплощенных самураями, очень ярко отражается в этом предложении.
Самурай - умирающий класс в быстро развивающейся Японии.
К концу эпохи "Эдо" Япония ослабила приказ, запрещающий иностранным судам входить на свои берега. Британцы и Американцы стали приезжать в Японию, привнося с собой "западное" влияние. Ямада выражает эти изменения в своем фильме, где он показал европейца, обучающего группу японцев обращению с винтовкой на фоне бесед Сэйбэя и Томонохо.
Может быть, Ямада пытается объяснить упадок самурайского класса из-за повышенной иррациональности самураев. Этот момент в дальнейшем затрагивается и освещается в кульминации фильма. Його, старший советник в клане, был вынужден исполнить харакири, когда его лидер потерял контроль над кланом. Он сомневается в необходимости быть непоколебимо верным своему хозяину. Ямада продолжает говорить о том, что путь самурая уже не актуален, так как мир изменился.
Он продолжает насмехаться над "харакири", говоря, что это абсурд. Його больше не хочет быть "мальчиком на побегушках", у которого в жизни нет души. Возможно, умение рационально мыслить, знакомясь с западными ценностями, заставило самураев усомниться в ценности, которые они отстаивают. Это, в сочетании с меняющейся обстановкой в Японии, ознаменовало растущее безразличие самурайского класса к обществу.
Человечность главного героя
Нелегко отдать должное фильму "Сумрачный самурай" в небольшой статье, так как это сложный фильм с тонким смыслом. Очевидно, что Ямада критически относится к кодексу самурая.
Он изображает характер Сэйбэя с большой ясностью и соблазнительной глубиной, что делает его очень правдоподобным и привлекательным для публики. Будь то унылый отец, любовник или воин, Сэйбэй, безусловно, олицетворяет собой человеческую сторону и развеивает ложные мифы самураев.