В школьной психологии все плохо. Несмотря на десятилетия красноречия и жесткого мышления, многие (возможно, большинство) школьных психологов считают, что профессия достигла лишь тени своего потенциала.
Представления о том, какой должна быть и могла бы быть школьная психология, не согласуются с реальностью того, какой стала школьная психология.
Чувство разочарования почти осязаемо как среди академиков, так и среди практиков. Необходимы значительные изменения. В основе дискомфорта профессии лежит чувство бессилия.
Хотя школьные психологи обладают необходимыми знаниями для того, чтобы внести значительный и уникальный вклад в психолого-педагогическое благополучие детей нашей страны, школьные психологические службы часто не оказывают реального воздействия, кроме назначения диагностических меток и специальных классов для ограниченного круга учащихся-инвалидов.
Инструменты школьной психологии
Начиная с момента зарождения современной школьной психологии, смысл этой области заключается в том, чтобы использовать преимущества психологической теории, исследований и практики в повседневной жизни детей и в структуре школьного образования.
До сих пор доминирующим ответом на дилеммы, стоящие перед школьной психологией, было сосредоточение внимания на совершенствовании технологии, ориентированной на ребенка, доступной для практикующих врачей.
Обзор литературы по школьной психологии, например, показывает, что доминируют исследования, относящиеся к методикам оценки, диагностики и вмешательства.
Подразумевается, что наиболее значимый прогресс в повышении профессионального влияния школьных психологов может быть достигнут путем совершенствования инструментов профессии.
Существующие проблемы школьной психологии
Исследователи не хотели бы возражать против разработки более совершенных тестов, все более точных методов диагностики и более мощного набора методов лечения для детей.
Но крайне важно признать, что ответы на долгосрочные проблемы, с которыми сталкивается школьная психология, не относятся к этим областям.
Решение не так просто. Если бы решающую роль играли неадекватные технологии, появились бы свидетельства уменьшения профессиональных трудностей, поскольку специалисты-практики становятся все более компетентными и изощренными на протяжении всей своей профессиональной деятельности.
К сожалению, это не так. Многие (если не большинство) насущные проблемы современности находятся на переднем плане в течение десятилетий, несмотря на то, что качество современных технологий значительно выше, чем в прошлом.
Изучая литературу по психологии и школьной психологии, богатую сложными профессиональными инструментами для удовлетворения психологических и образовательных потребностей детей, становится ясно, что проблемы школьной психологии нельзя понимать как проблемы только в ее существующей детской ориентированной технологии.
Требуется альтернативное объяснение
Центральный тезис исследователей заключается в том, что пересмотр концепции модели предоставления услуг, используемой школьными психологами, имеет решающее значение для достижения усиленного и расширенного воздействия на жизнь детей.
По сути необходимо уделять больше внимания тому, какие технологии используются или должны использоваться. Процессы, используемые практикующими школьными психологами для передачи своих знаний, по крайней мере, так же важны, как и содержание передаваемых знаний.
Хотя школьные психологи, работающие как с прямыми, так и с косвенными подходами к оказанию услуг, разделяют необходимость обладать знаниями и опытом, относящимися к оценке, диагностике и вмешательству, требования резко расходятся на этапе лечения.
При непосредственном участии психолога его терапевтические способности к работе с детьми имеют первостепенное значение. В непрямой службе способность психолога эффективно работать со взрослыми особенно важна.
Для достижения успеха при любом подходе психологу необходимо обладать сложными и высокопрофессиональными навыками. Наиболее важным моментом является то, что навыки, связанные с подходом прямого обслуживания (и их предварительная база знаний), во многом отличаются от навыков косвенного обслуживания.
Нет оснований предполагать, что психологи, адекватно подготовленные к оказанию прямой помощи, также адекватно подготовлены к оказанию косвенной помощи.