Многие из декабристов были людьми музыкальными. На каторге играли концерты, сочиняли музыку, пели… Все это кажется, простым, если не забывать, что дело происходило далеко в Забайкалье, и доставить туда музыкальные инструменты – дело непростое и – главное – дорогое. Письма прекрасного пианиста Юшневского, например, периодически наполняются тоскливыми пассажами о том, как он хочет купить себе нормальный инструмент… Но это дорого, не по каторжным деньгам.
История сохранила несколько историй о музыкальных инструментах декабристов, и несколько самих инструментов. Известно, что Мария Волконская привезла с собой в Сибирь клавикорды. Это такой маленький предшественник пианино, довольно небольшой инструмент с не таким глубоким звуком. Когда лет через десять они несколько подраздолбались, Волконские заказали другой инструмент, а эти достались Юшневскому – и служили, кажется, еще лет десять до полного уже износа и дребезжания.
…Первая половина XIX века это еще и то время, когда привычные нам формы клавишных: рояль и пианино – только складываются. Каждый год что-то усовершенствуется, меняются механизмы, меняется форма корпуса. Это время порождало самые странные штуки. Одна из них стоит в музее декабристов в Иркутске. Это пианино пирамидальное.
Считается, что во всем мире осталось всего несколько таких. Конкретно это, иркутское, немецкой работы, сделано где-то на рубеже XVIII и XIX вв. Его реставрировали достаточно долго и привели в рабочее состояние, а при реставрации нашли еще одну уникальную штуку – закатившиеся когда-то в корпус детские кубики. Классические такие, деревянные, с наклеенными картинками. Кто-то из внуков Волконских играл.
Еще читать о декабристах?
Обманывали ли декабристы своих солдат?
Декабристы на следствии. Подлинные рисунки.
Почему декабристы не отпустили своих крестьян?