По словам известного украинского политолога Михаила Погребинского, Незалежная критически заинтересована в сохранении газового транзита, но шансов на это практически нет.
До окончания транзитного договора между Россией и Украиной осталось чуть больше месяца, а стороны так и не договорились о продолжении сотрудничества. Москва требует, чтобы Киев отказался от судебных тяжб, и предлагает продлить договор на один год. Украинская же сторона выступает категорически против таких условий.
Как стало известно после последней трехсторонней встречи Еврокомиссии, России и Украины, Киев (вроде бы при поддержке европейцев) хочет заключить контракт на 10 лет, с объемом транзита не меньше, чем 60 ежегодных кубометров.
Ситуация зашла в тупик, назревает новая "газовая война" - отмечают многие эксперты, расходясь во мнениях, кто же в этом все-таки виноват, и у какой из сторон позиция сильнее.
С одной стороны, Москва не успевает достроить "Северный поток-2", и без украинской ГТС якобы не сможет выполнить обязательства перед европейскими покупателями газа.
В то же время известно, что Россия и Европа подготовились к такому развитию событий, заполнив европейские ПХГ газом (если что, "Новотэк" подвезет СПГ).
С другой стороны, Киев утверждает, что переживет зиму без транзита (тоже свои ПХГ заполнил - более 21 млрд куб.). Но эксперты утверждают, что без российского газа украинская ГТС должна будет работать в замкнутом цикле, что технически невозможно.
По этой ситуации высказался известный украинский политолог Михаил Погребинский. Он указал на то, что Украина критически заинтересована в этом долгосрочном договоре, в том, чтобы количество транспортируемого российского газа было не меньше 60-ти миллиардов кубов.
"Это критический интерес, потому что иначе нерентабельна труба, она вообще не нужна", - заявил он в эфире укрТВ.
И желание Киева иметь долгосрочный контракт тоже вполне объяснимо. При наличии такого договора можно было бы успокоиться и иметь к своему бюджету еще три миллиарда долларов в год.
Для России же оба этих условия неприемлемы. Пропадает смысл "Северного потока-2", который россияне строят вместе с европейскими партнерами и инвесторами.
"Они же не могут оттуда отобрать и добавлять, поэтому русские говорят: "15 еще можем через трубу, а больше нет". А 15 - это можно закрывать тогда трубу. Поэтому ситуация выглядит почти безнадежно", - отметил Погребинский.
Шансов на благополучное разрешение этой ситуации политолог не видит, он не представляет, как можно там найти компромисс.
К слову, Погребинский не единственный, кто на Украине не верит в благополучный исход газовых переговоров. А некоторые эксперты, глядя на стойкую приверженность "Нафтогаза" к продолжению судов против России, начали уже подозревать, что Коболев и Витренко работают не на благо Украины...