Никто уже не удивляется тому, что в воинских формированиях происходит стрельба по своим сослуживцам, так как данные факты уже перестали быть единичными. В первую очередь, данные факты говорят о том, что в морально-психологическом состоянии армии, мало что меняется, несмотря на тотальное перевооружение и высокие уровень профессиональной выучки военнослужащих.
Давайте постараемся понять, почему же стреляют в армии!
Дам в этот статье, свое мнение по указанному вопросу. Говорить об изначальной психической ущербности человека не стоит, в данном случае, проще всего свалить на психическую болезнь военнослужащего и упрятать его в лечебницу. Вопрос выявления скрытых психических заболеваний, вопрос не простой, учитывая то, что экспериментов над человеком не проводят, и никто не ставит призывника в моделируемые ситуации армейской жизни, а тестирование и ответы на вопросы не способны в полной мере охарактеризовать личность человека.
После произошедшего, проще всего искать первопричину в психической болезни человека и в неправильной организации отбора человека не военную службу, разговорах о том, что если бы изначально в данном человеке разглядели изъян, досконально изучили его биографию, ничего бы не случилось. Но, если говорить о военнослужащем совершившем преступление на фоне психического срыва, стоит говорить и о том, как попадают в армию иные категории военнослужащих, которые допускают возникновение таких срывов у других военнослужащих. Допускают их не только своим противоправным поведением, но и бездействием, в силу не желания или не способности действовать.
Не стоит ли сместить вектор на внутренние проблемы в самой армии?
Проблема того, почему стреляют такие как Шамсутдинов или его предшественник Сакалаускас, который также хладнокровно расстрелял 8 человек, на мой взгляд, кроется в морально-психологической подготовке самой армии. И то, что уже второй год действует военно-политическое управление ВС РФ, никак не изменило ситуации.
Во-первых, необходимо ответить на вопрос, кто такой офицер, кто такой командир отделения? Чему учат офицера 5 лет, чему учат сержанта, если вообще учат. Задайтесь вопросом: «Насколько люди, управляющие личным составом владеют педагогическими навыками?» И как они могут иметь представление о педагогике, если их этому не учили. В основном офицеров учат быть управленцами, инженерами, но не педагогами и не психологами. Но по выходу, им дают в подчинение взвод, потом роту и так далее. Без элементарных понятий о воспитании и психологии, им вручают в подчинение десятки людей, которых они не в состоянии понять и воспитать. Эта беспомощность приводит к одному и тому же стилю управления, который, к сожалению, имеет подобные последствия. Но, для многочисленной армии, это не кажется проблемой, чтобы что-то кардинально менять. Менять не путем создания нового управления, не путем создания новых подразделений военных социологов (и откуда взять профессиональным социологам, если их в армии не готовят?!) и внедрения новых отчетов и бумаг, что еще больше снизит личную работу с каждым военнослужащим и увеличит документооборот.
Возможно, надо менять систему подготовки офицерского состава, необходимо сместить вектор с гонки вооружения и муштры, на внутреннее морально-психологическое состояние коллектива, уделять внимание не только освоению и намыванию военной техники, «ландшафтным работам», а уделять внимание отдельному военнослужащему, со своими внутренними проблемами и стремлениями, которые могут идти в разрез с желаниями командиров и общей стратегией Вооруженных Сил.
Возможно, Шамсутдинов и его предшественники не стреляли, если бы они имели возможность с кем-то обсудить свои внутренние проблемы, если бы его командир, любого звена, хотя бы 10 минут уделил внимание разговору с ним по душам. Но такой разговор получился бы, если бы у командира было время на такого рода работу и в коллективе была атмосфера доверия между военнослужащими, но в этом и проблема, что военнослужащий по призыву, не видит в своем командире «отца», «брата», друга и товарища. А между военнослужащими нет сплочения, как оно бывает возможным, например, между военнослужащими южных народностей.
На этом и акцентируем внимание, на необходимости «услышать» своего подчиненного, вникнуть в его проблему, а в некоторых ситуациях, просто поговорить по душам. Вспомните, было ли с Вами такое, в период Вашей службы? Думаю, единицы ответят что «Да»!
Читайте:
К каким последствиям привел расстрел восьми человек в п. Горном
Шамсудтинов. Здоров или болен. Вывод психологов
Если Вы имеете иное мнение, делитесь им в своих комментариях, будет интересно услышать. Спасибо за внимание. Мы стараемся для тебя, уважаемый читатель!