Согласно большинству источников, самым продаваемым научно-фантастическим романом всех времён является «Дюна» Фрэнка Герберта. Что касается фэнтезийной литературы, то ничто не сравнится с «Властелином колец» Дж. Р. Р. Толкина. Обе работы строят сложные миры, уделяя пристальное внимание деталям. Такая разработка является весьма интересной, поскольку она представляет собой, полностью реализованные альтернативы Земле. Однако, с точки зрения их базовой географии, Арракис Герберта и Средиземье Толкина не могут существовать как реальные миры.
Арракис Дюны.
Арракис Дюны, как и большинство миров в «Звёздных войнах», является планетой с одной средой обитания. Это полностью и абсолютно пустынный мир, без осадков.
В отличие от пустынных миров «Звёздных войн», Арракис представляет собой сложную экологическую систему. В результате Герберт был признан пионером строительства планет и экологом-провидцем. Как отмечалось в рецензиях на книгу:
Герберт настолько тщательно проработал взаимодействие человека, животного, географии и климата, что Дюна стала стандартом для нового жанра экологической научной фантастики.
На самом деле, забота об окружающей среде обитателей Дюны не имела ничего общего с нашей собственной, во многом потому, что воображаемая экология их планеты невозможна и нарушает принципы биологии на каждом шагу.
Предполагается, что на Арракисе та же пустынная растительность, что и на Земле (финиковые пальмы, кактусы и т. д.), но там нет дождей и нет водоёмов. В более ранние эпохи, Арракис был влажной планетой, но его океаны были высосаны досуха интродуцированным видом, который заключил практически всю воду в живые цистерны глубоко под поверхностью. Далее следуют и другие экологические фантазии, но рассказывать о них бессмысленно. Достаточно сказать, что альтернативный мир Герберта тщательно построен, дико изобретателен и в значительной степени нелогичен.
Средиземье Толкина.
Как и Герберт, Толкин был необычайно изобретательным, одержимым деталями автором, который создал свою собственную сложную альтернативную вселенную. Тем не менее, с точки зрения своей основной географии, стремление Толкина к созданию мира не было адекватным этой задаче.
Возможно, несправедливо обвинять Толкина в провале его программы построения мира. Воображение Толкина, в конце концов, было мифологическим, мешающим развитию реалистической географии. Например, он изобразил свой воображаемый мир как плоский диск, вращающийся вокруг Солнца, Луны и других небесных объектов. Здесь горы были подняты не постепенными геологическими процессами, а стремительными действиями демиургов:
Мелькор поднял Туманные горы, чтобы препятствовать продвижению вала Ороме, когда он охотился на зверей Мелькора в период тьмы до пробуждения эльфов.
Толкин также дал краткое описание основных планет. Хотя его Предыстория охватывает целые эпохи и заполняет тяжёлые тома, он никогда не удосуживался завершить географию для всего мира, связанного с его романами.
Оценка того, как Толкин изображает альтернативный мир, еще более осложняется тем фактом, что на самом деле это не была другая планета. Его истории происходят на самой Земле, в другой период времени, или, точнее, в другой период воображения. Все действия разворачиваются на северо-западе «Средиземья», континента, который в конечном итоге превратится в Евразию. В сложной паракосмологии Толкина переплетённые планеты солнечной системы называются Арда, а сама Земля называется Имбар. Космология Толкина является докоперниканской и ненаучной.
Учитывая его антинаучность, Толкин вряд ли мог рассчитывать на создание строгой географической основы для своего мира. Но он определённо думал о Средиземье как о физическом месте, населённом органическими существами, включая людей. Такие существа имеют физические потребности, и, если история должна иметь кольцо правдоподобности, такие потребности должны быть удовлетворены. Тем не менее, неоднократно в «Властелине колец» крупные агломерации различных видов существ живут в районах, где они не могли бы себя обеспечить, учитывая их экономику. К примеру огромные подземные города гномов, существ, которые не производили пищу, торговали минералами и ремесленными предметами, чтобы получить средства к существованию.
Поклонники Толкина на подобные возражения отвечают просто:
магия: та же самая причина, по которой колчан Леголаса всегда полон.
В конце концов, Толкин приложил огромные усилия для создания истории, мифологии и языков Средиземья. Здесь его научный подход придаёт создаваемому миру непревзойдённый уровень сложности. Но Толкин был филологом, а не географом или историком, и его описания расплывчаты, когда речь заходит о более обыденных аспектах реального существования.
Как создатель мифологии, Толкин не имеет себе равных. Его персонажи неотразимы, его истории захватывающие, а его создание языков потрясающе впечатляет. Его работа оказалась достаточно мощной, чтобы по существу создать жанр.