Найти тему

По снежной дороге к новым ощущениям

Оглавление

Зима близко, и, казалось бы, велосипеду самое место в дальнем углу балкона... НО! Велосезон НЕ заканчивается!
Никогда.

-44, десятикилометровая поездка на работу
-44, десятикилометровая поездка на работу

Наступление холодов не повод отказываться от такого удобного городского транспорта, как велосипед.

С одной стороны, в зимнем катании нет ни чего особенного, с другой - совершенно новые ощущения. К тому же, если у вас есть велосипед, а зимние виды спорта или загородные походы не пустой звук - вы почти готовы.

В этой статье мы разберём :

  1. Как бороться с холодом (выбор одежды)
  2. Как бороться со скольжением
  3. Подготовка велосипед к зиме
  4. Особенности езды на велосипеде зимой

1. КАК БОРОТЬСЯ С ХОЛОДОМ?

Одеваться нужно сильно легче и многослойнее, чем для повседневного пешего передвижения, за некоторыми исключениями: перчатки и ботинки должны быть ОЧЕНЬ тёплыми, можно закрыть лицо, но с учётом необходимости свободного дыхания.
Для начала можно выехать в повседневной одежде и просто покататься недалеко от дома — это поможет понять, что, и в какую сторону нужно менять.

Рассмотрим набор одежды для температуры -5...-20
но не забываем поправку на особенности своего организма

Голова

В качестве головного убора лучше всего использовать горнолыжный/сноубордический шлем или велосипедный фуллфейс в связке с соответствующими очками (на ау.ру, авито, юле и т.п их куча б/у). Шлем не будет сползать, в нём хорошая циркуляция воздуха, и он непродуваем. (Я бы рад ходить в шлеме и пешком, если бы это нормально воспринималось окружающими.)
На лицо, если оно мёрзнет, нужна маска, балаклава, либо строительный респиратор, желательно с отверстием для свободного дыхания. Очки и "намордник" можно возить в рюкзаке, и надевать по необходимости.

Тело/ноги

В первую очередь надевайте ТЕРМОБЕЛЬЁ. Если его нет — стоит купить, и не только для велосипеда, а на повседневку. Сейчас его можно найти на любой вкус и кошелёк, практически где угодно.
Верхним слоем, в большинстве случаев, должна быть легкая НЕ короткая куртка, желательно непродуваемая, но дышащая. (В горнолыжной куртке будет комфортно примерно ниже -10…-15.) Под курткой, желательно, иметь ещё один слой одежды. Если станет жарко — можно будет расстегнуть куртку и остыть не переохладившись.
Если планируется поездка, например, на работу — лучше взять с собой ещё одну кофту и шарф, либо его функциональный аналог, на случай если за рабочий день похолодает.
На ноги можно надевать обычные или утеплённые джинсы, или что — то похожее. Они не должны сильно сковывать движения.
В идеале — штаны для горных походов.
В объёмных тёплых штанах, типа ватников, жарко и не комфортно при температурах теплее -25…-30.

Перчатки

Перчатки не должны мешать взаимодействию с элементами управления, а ткань на ладонях должна быть плотной, относительно мягкой и износостойкой.
К примеру: рукавицы не подходят, потому что связывают 4 пальца между собой, а тормозим мы, как правило, двумя пальцами; сноубордические перчатки не подходят, потому что стягивают пальцы в кулак при хвате руля и имеют полимерное покрытие на ладони, что, в совокупности, сделает хват некомфортным и уничтожит перчатки за считанные недели.
Поиск решения проблемы утепления рук был самым трудным, и завершился успехом в виде перчаток — лобстеров для беговых лыж.
Если поиск такого типа перчаток казался непростым, то найти среди них достаточно тёплые — что-то за гранью фантастики. Но я нашёл, и даже оставлю ссылку на них)
https://www.decathlon.ru/quechua-perchatki-xc-s-500-vzr--id_8525012.html
Не благодарите)

Испытание первыми морозами перчатки прошли успешно
Испытание первыми морозами перчатки прошли успешно

Обувь

Ноги, ниже колена, при езде на велосипеде, остаются практически неподвижными, поэтому имеют склонность замерзать. На обувь стоит потратиться. Берите высокие и теплые сапоги.
Некоторые велосипедисты используют тёплые бахилы для велообуви.
Хорошим решением будет дополнить комплект термоносками (для горных лыж, сноуборда, беговых лыж, коньков и т.п.). Кое - кто считает термоноски своим лучшим открытием.

2. КАК БОРОТЬСЯ СО СКОЛЬЖЕНИЕМ?

«Не так страшен чёрт, как его малюют» (с)

Проблема скольжения зимой на велосипеде сильно преувеличена. БОльшую часть зимы тротуары покрыты либо утоптанным снегом, где сцепление как на грунтовой дороге, либо вовсе вычищены и сцепление не отличается от летнего.
Бывают периоды, когда кругом гололёд, но они, как правило, быстро проходят.
Конечно попадаются, изредка, скользкие участки (чаще всего во дворах и на парковках), но, даже там, при должной сноровке, на велосипеде (неожиданно) безопаснее, чем пешком. Связано это с тем, что пешком у вас две точки опоры, а на велосипеде, если выставить одну ногу — три.
А ещё зимой падать намного безопаснее, чем летом)
Если вам «повезло» оказаться на плоском скользком пятаке — достаточно просто не тормозить, не ускоряться и не крутить рулём — тогда велосипед просто пролетит и не заметит
Если вам совсем «повезло», и вы оказались на скользкой волнистой поверхности — нужно научиться «плыть по течению». Ехать там, где хочет велосипед и не сопротивляться. И быть готовым создать три точки опоры)

Когда окончательно выпадет снег, на базе проекта «городской велосипед» в Красноярске будут организованы небольшие занятия по «безаварийному» вождению зимой.
Чтобы не пропустить — вступайте в группу в телеграмм
https://t.me/gorvel_edu24

Я с девушкой едем на работу в -25
Я с девушкой едем на работу в -25

3. ПОДГОТОВКА ВЕЛОСИПЕДА К ЗИМЕ

Как правило, велосипеды не доставляют проблем с приходом холодов, а зимняя шипованная резина нужна только чтобы увереннее чувствовать себя на дороге (но в жертву уверенности приносятся ходовые качества, а по дороге зимой, не имея достаточного опыта, лучше не ездить).
Однако, говоря словами классика: — «shit happens», поэтому вот вам возможные проблемы и их решения:

Прокручиваются педали.
В барабане слишком густая смазка, которая от мороза стала ещё более вязкой, и собачки храпового механизма стали возвращаться очень медленно.
Почти всегда помогает WD-40 набрызганная в барабан. Помогает и в случаях, когда плохо крутится всё, что угодно.

Покрышки скользят и трескаются.
Самая редкая проблема на моей памяти. Встречал всего 2 модели покрышек с этим косяком: kenda nevegal с защитой от проколов и Maxxis Larsen TT Super Tacky.
Решается только заменой покрышек.

Вилка не работает.
Просто смирись. Почти все вилки не работают зимой. Это нормально.

Упала эффективность гидравлических тормозов
Скорее всего потекли. Это плохо. Такое бывает от сильного давление в сильный мороз (-30). Скорее всего это навсегда, и поможет только замена… Либо можно научиться прокачивать тормоза и жить с этим.
Увеличить эффективность тормозов можно дешёво и сердито — поставить тормозные роторы 203мм. Это позволит достигать того же тормозного усилия при меньшем давлении в гидросистеме. Не является панацеей.
Невероятно, но факт: самые дешёвые тормоза от тектро, промакс и кларкс имеют какой-то иммунитет к течи.

Не работает переключатель или другая механика с приводом от тросика.
Вода попала в систему и замерзла, заблокировав механизм.
Пошевелить руками, раскрошить лёд.

Нужно помнить, что на морозе многие пластиковые детали становятся хрупкими, так что крылья, держатели насосов и т.п. нужно демонтировать.

Попытка подкачать колесо на сильном морозе может плохо кончиться для насоса.

Экран велокомпьютера перестал показывать.
Это нормально. Нужно просто смириться.

Ободные тормоза с дешёвыми колодками могут очень сильно терять эффективность от холода. Но это не точно.

Вышел воздух из вилки и амортизатора в -40
Вышел воздух из вилки и амортизатора в -40

4. ОСОБЕННОСТИ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ЗИМОЙ

— Будьте готовы к похолоданию во время заезда
— Для начала лучше ограничиться движением по тротуарам
— Чем быстрее едешь — тем теплее
— Все очки могут запотевать. Даже самые дорогие. Не трите их, просто зайдите в тепло и отогрейте
— В длительных поездках возите powerbank и телефон во внутреннем кармане в максимальном тепле, иначе они разрядятся
— На велосипеде КОМФОРТНО ездить до -20, но ВОЗМОЖНО ездить в любой мороз.
— Правильный выбор одежды и способа передвижения, позволят полюбить зиму и жить полной жизнью, а велосипед добавит в неё новых красок.

P.S.
После Нового Года постараюсь начать делать видео для помощи тем, кто решил разбавить свои перемещения велосипедом.