Советских детей сызмальства учили - "хлеб - всему голова", и даже корочки выбрасывать нельзя. Бабушки высушивали их, потом размачивали и кормили голубей.
Запах свежевыпеченного хлеба манит купить буханочку и, не дойдя до дома, впиться зубами в хрустящую корочку - совсем как в детстве!
Из многочисленных материалов глобальной сети следует, что мука, из которой пекут хлеб, вырабатывается из модифицированной пшеницы, а дрожжи вредны для кишечника. От быстрых калорий толстеют, и вообще, никакой пользы хлеб не приносит. Кто ест много хлеба, тот долго не проживет.
Обилие продуктов на наших столах и в магазинах позволяет выбирать себе рацион, не задумываясь о том, что так было далеко не всегда. И нет гарантии, что впредь подобное не повторится.
"8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Гитлер отдал приказ: «Ленинград должен умереть голодной смертью!». Началась блокада. Хлеб жителям раздавали по карточкам, норма его составляла - 350 грамм в день на взрослого, 200 грамм - на ребенка. Но и она постоянно уменьшалась…"
Так начинается спектакль о детях блокадного Ленинграда "Я еще не хочу умирать" (автор сценария Ольга Горячева), по мотивам которого нашей съемочной группой был создан одноименный фильм-драма.
Но вернемся к теме хлеба. В блокадном Ленинграде его рецепт менялся в зависимости от наличия продуктов. Из материалов газеты "Комсомольская правда": "В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная – самая грубая – мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм – весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки – блокада включила все это в состав хлеба." Формы смазывали техническим маслом. Подробнее о рецептуре можно прочитать в статье Как в блокадном Ленинграде изобретали рецепт хлеба.
Эльвира Владимировна Турентинова провела в блокадном Ленинграде все 872 дня. Она знает цену кусочку того самого хлеба весом в 125 г. Однако не смотря на пережитый ужас, лишения, голод, многих доводящий до безумия, она шикарно выглядит, посещает школы и культурные центры, рассказывая о тех страшных событиях.
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Сотый день Юрий Воронов
Эльвира Владимировна - консультант фильма "Я еще не хочу умирать". Она охотно делится воспоминаниями. Будучи маленьким ребенком, она стояла в блокадной очереди за хлебом, а потом прятала заветный кусок за пазуху, потому что его могли отобрать. В условиях голода люди сходили с ума и становились убийцами.
Цена хлеба для нашей страны слишком высока - это цена Великой Победы. Каждая вторая семья хранит память и историю, связанную с военным временем. Еще живы те, кто это помнит. Еще есть те, кто может сохранить эту память и передать ее грядущим поколениям.
Почему вреден хлеб, который столько раз помогал и помогает выжить? В тяжелых условиях это единственный комбинированный продукт, способный утолить голод. Жители блокадного Ленинграда доказали это. И не дай Бог, чтобы нам пришлось доказать это еще раз!
Показы наших фильмов проходят для всех зрителей БЕСПЛАТНО, снимаются на собственные средства и благотворительные пожертвования.
Поддержите съемочную группу, сделав посильный вклад в развитие новых проектов!