Найти тему
Мир Итальянского Кино

Дон Камилло

Комедия, Италия-Франция, режиссер Жюльен Дювивье. Место съемок: Боретто; Брешелло; Гуальтьери; Лентижионе (Реджо-Эмилия, Эмилия-Романья); студия Чинечитта (Рим, Лацио).

Маленький мир Дона Камилло 1952

-2

Конец весны 1946 года. Послевоенная Италия, долина реки По. Первые дни в Италии по окончании Второй мировой войны. Эйфория коммунистов от победы над врагом поддерживается далеко не всем населением страны. Хотя коммунисты и спасли Италию от фашизма, до всеобщего восторга новой политической силой явно далеко. Сельский пастор дон Камилло не находит общий язык с местными коммунистами. Его противостояние с мэром Пеппоне носит порой комичный характер. Мэр желает создать «Дворец Народа», а священник - «Город-сад». Политик и служитель божий уважают друг друга по-человечески, но не могут принять иных убеждений. Но проблема в том, что оппоненты священнослужителя – простые и бесхитростные люди, искренне верящие в идею, которая грозит «подвинуть» даже религию. А уж этого «пастырь душ» допустить никак не может. Дон Камилло будет всеми доступными средствами бороться за духовное «здоровье» своей паствы.

-3

Христианская кинокомедия, с удивительной легкостью сочетающая буффонаду в духе «commedia dell'arte» с самым горячим религиозным чувством: «пинки» и живую итальянскую перебранку, разговоры дона Камилло (Фернандель) со Спасителем, народный юмор и щемящую патетику от соприкосновения с вечностью. Вся драматургия запутанных «дружески-вражеских» отношений священника с коммунистами основывается на том, что мэр Пеппоне Джузеппе Ботацци (Джино Черви) и его соратники - простецы.

Главный герой фильма - священник маленького итальянского городка дон Камилло. В этом городе приходят к власти коммунисты во главе с Джузеппе Ботацци. Начинается непримиримая война за сердца горожан между Джузеппе и доном Камилло. Ситуация осложняется тем, что сегодняшние враги вчера были бойцами одного отряда сопротивления и даже сегодня очень любят подраться. Священник не уступает крепкому мэру в силе, а в подвале хранит миномет и автоматы.

-4

О потешных приключениях дона Камилло, священника из итальянского городка Басса, будет снято еще четыре фильма. Но реальность, лежавшая в их основе, совсем не потешна. В конце 1940-х кое-где в Италии де-факто шла гражданская война между коммунистами, накопившими за годы Сопротивления нехилые арсеналы, и правыми католиками. В средствах не стеснялись ни те, ни другие. Вот и в Бассе фактическое двоевластие дона Камилло и мэра-коммуниста Пеппоне (Джино Черви), избрание которого для буржуа чуть ли не Апокалипсис.

Комедия дель арте (commedia dell'arte), или комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски. Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актерского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актеров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актер труппы, называемый капокомико, (capocomico)).

Фильмы сняты по мотивам произведений (рассказам) Джованнино Гуарески. Рассказы, по которым были сняты фильмы о доне Камилло и сами фильмы были запрещены к публикации и показу в Советском Союзе.

Эта картина положила начало серии из шести фильмов о священнике Камилло и коммунисте Пеппоне, которые снимали на протяжении двадцати лет: «Дон Камилло» (Don Camillo, 1952); «Возвращение дона Камилло» (Il ritorno di Don Camillo, 1953); «Дон Камилло и депутат Пеппоне» (Don Camillo e l'onorevole Peppone, 1955); «Дон Камилло монсеньор... да не очень» (Don Camillo monsignore... ma non troppo, 1961); «Товарищ дон Камилло» (Il compagno Don Camillo, 1965); «Дон Камилло и современная молодежь» (Don Camillo e i giovani d'oggi) 1972 - пересъемка незавершенной одноименной картины 1970 года, но уже без Фернанделя и Джино Черви).

Одной из особенностей фильма является определенный баланс между двумя странами: Фильм снят студиях Francinex (Париж) и Риццоли Амато (Рим). Он принадлежит к длинной серии картин совместного франко-итальянского производства, которые выходили на экраны в течение трех десятков послевоенных лет. Это был творческий симбиоз, основанный на балансе между двумя странами: одна французская звезда (Фернандель) — одна итальянская (Джино Черви). Французский режиссер (Жюльен Дювивье), но итальянский первоисточник — рассказы Гуарески. Съемочная группа и другие актеры также разделились почти поровну между обеими странами.

Фабио Карпи в книге «Послевоенное итальянское кино» пишет, что в 1952 году этот фильм сделал самые большие сборы в итальянском прокате. Картина входит в престижный список «100 итальянских фильмов, отобранных для обязательного сохранения».

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

БРИТАНСКАЯ АКАДЕМИЯ, 1954 - Номинация: Лучший фильм (Франция, Италия).
ИТАЛЬЯНСКИЙ СИНДИКАТ КИНОЖУРНАЛИСТОВ, 1952 - Победитель: Лучший иностранный актер в итальянском фильме (Фернандель).
НЕМЕЦКАЯ КИНОАКАДЕМИЯ, 1953 - Победитель: «Серебряный кубок» за выдающиеся заслуги художественного фильма в продвижении демократических ценностей (Рене Баржавель, Жюльен Дювивье).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ КИНОКРИТИКОВ США, 1953 - Победитель: Топ иностранных фильмов.
ОБЪЕДИНЕНИЕ КИНОКРИТИКОВ НЬЮ-ЙОРКА, 1953 - Победитель: Лучший фильм на иностранном языке (2-е место) (Италия).

***************

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ