Как простой советский школьник поколения 80 гг. хорошо помню ситуацию по сабжу того периода. "Заказать такси" - это было нерядовое событие по какому-либо вескому поводу. Например, приезд-отъезд в Москву, до вокзала. Приезд даже чаще, поскольку отец возвращался груженый "московской" едой: колбаса, сыр, сосиски, кофе. Тот самый чай "со слоном"! И перевезти закупленные вкусности на трамвайчике было тяжко. Да-да! К сведению юных фанатов СССР - элементарные ныне продукты, на выбор представленные в любом продуктовом магазине, во времена старосоветские привозились из столиц. Да и там их нужно было "ловить", т.е. оббегать десяток магазинов, отстоять очередь, чтоб получить "килограмм в одни руки".
И стоила поездка на такси по тем временам рубля 3, не меньше. Советская "треха" - это не нынешние три билета "в Большой Театр". Это была вполне солидная сумма. "Одолжи трешку до получки" - практически идиома тех времен, т.е. на такую сумму можно было 2-3 дня протянуть. Трамвайный билет - 3 коп. Пресловутое гайдаевское "Наши люди в булочную на такси не ездят" било не в бровь, а в глаз. Истинно так - не ездили!
В такси работали исключительно "Волги". На тот период - модель ГАЗ-24. Уже много позже узнал, что была и специальная модификация под такси, с ГБО - ГАЗ-24-17. Ну и, погружаясь в воспоминания "пионэрского" детства... "Волгу" нельзя было купить "просто так". Как впрочем и любую другую машину, разве что кроме "жапорожца". "Волга" стоила 15 000 рублей (госцена), это "ляма" два в нынешних. А "на базаре в Москве" (как ходили в нашей подростковой среде слухи) все 40 "косарей"! Просто космос! Личная "Волга" - это уровень ректора крупного института, директора завода или т.н. "загранработника", купившего машину за "чеки" в инвалютной "Березке". Поэтому все мощности ГАЗа работали преимущественно на нужды таксопарков. Таксист - это была престижная "блатная" работа, хотя и рискованная. "Таксеры" - спаянная корпоративная каста. Стоило какому-нибудь пассажиру забузить, таксер разворачивал свою машину поперек потока. Это был условный знак своим - "На помощь", которая тут же приходила. Да еще помимо чаевых водители "зеленоглазых" машин подторговывали ночью водкой, пароль "Ключ на 40 есть?" Короче, люди были при деньгах!
Что же сейчас? Машинка в хозяйстве имеется, уже писал. Какая же пасека без своих "колес"? Обходится, что и говорить, недешево: бензинец, ТО, страховки-налоги. Пользуюсь исключительно по делу - перевезти что-нибудь тяжелое и объемное. "В булочную" ходим пешком. А для коротких разовых поездок иной раз действительно взять такси - вариант из самых бюджетных. Не далее, как вчера, семьей выбрались по случаю "посидеть" в кафешке. Считаем по деньгам. 4 человека х 2 поездки на трамвае (одна пересадка с нашей окраины) = 184р. Плюс минут 40 по времени и с пол-километра пёхом в гору. Старшая вызвала наш любимый "Яндекс-такси". 5 минут - машина у подъезда, 10 минут - мы на месте. 100 рублей. Подали новую "Весту". Я сам пользую продукцию ридного АвтоВАЗа, немножко в курсе цен. Топовые комплектации "Весты" - уже за "лям". Осведомился сейчас, у местного оф.дилера "Веста спорт" - лям-58 тыс. Честно говоря, с точки зрения экономики и просто здравого смысла я не могу понять, как купив машину за ~"лям" гонять ее на 100 рублевых поездках??
Пол-года я вынужденно пребываю безработным. Когда перевалило за "полтос", в качестве работника ты уже никакой ценности не представляешь, увы. Спасибо "партии и правительству". Как-то взялся с карандашом в руках посчитать - может в таксисты податься, подзаработать чутка за зиму? Стоимость эксплуатации авто знаю не по наслышке. Прикинул все возможные расходы, потенциальный доход, дневные пробеги, затраты по времени. И денег здесь ну никак не обнаруживал. Тут или семья или машина. Или ты приносишь за день чистыми хотя бы "рубля" 2, но тогда за год машину ухайдакаешь в хлам. Или за год заработаешь на новую, но тогда на что жить самому и содержать семью?
А служб такси все больше! А требования к машинам (по имеющейся информации) все выше - на битой-перебитой "шахе" с тобой и разговаривать не станут. Я лично видел и вполне свежие мерсы, в ожидании "седоков". И стоя на автобусной остановке, невольно слышал разговор двух теток: "Да денег не платят! Сын вернулся с вахты из Москвы, обманули, заплатили копейки. А что автобуса долго нет? Давай такси на двоих возьмем?". Дело было в райцентре, где автобус ходит по расписанию.
Какие выводы из всего вышеизложенного? Да, такси стало транспортом бедных и для бедных. Короткая поездка на 4-х человек - дешевле трамвая. Но что это означает? Мое мнение, работа в такси - последний шанс не умереть с голоду, если остался без работы и перспектив в ее нахождении нет. А без работы в наши дни может остаться любой. Сегодня у тебя магазинчик или 5-10 торговых точек на арендованных площадях. А завтра?.. "НЕ КОШМАРЬТЕ БИЗНЕС", - говорит наш царь-государь, но видимо "бояре с дворянами" имеют на этот счет отличную точку зрения. И вчера еще вполне обеспеченный предприниматель вынужден собирать сотки, таксуя на машине за 1-2 миллиона. Через год машина износится и потребует конских затрат на ремонт, но... Как говорят сейчас: "Кого скребет чужое горе?"