Всем привет! Представляю обзор IPO Bill.com, предлагаемого Freedom Finance.
Бизнес компании.
Компания занимается разработкой и продажей программного обеспечения для управления платежами. Если вы когда-нибудь занимались бизнесом в РФ, то вам наверняка знакомы бухгалтерский софт СБИС, 1С, Моедело и другие. Все понятно и удобно, бухгалтерия и платежи в одном месте. Единственная разница лишь в том, что в РФ компании предоставляют исключительно программный продукт, а в Штатах еще и управляют деньгами, беря на себя дополнительные риски. Может быть поэтому в отчетности нет значительного роста продаж и огромной клиентской базы, потому что клиент не только покупает софт он еще дает право распоряжаться деньгами.
Рынок компании.
На основании данных SME Finance Forum’s 2019 в мире насчитывается около 20 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса. Плюс к ним 6 миллионов SMB в США, на основании данных бюро переписей США (только юридические лица. Вместе с индивидуальными предпринимателями более 20 млн.) Это весь адресный рынок Bill.com в мире. Компания заявляет, что средняя выручка с одного клиента составляет $1500 в год в 2019 году. Поэтому оценивает весь свой рынок в $39 млрд.
Согласно отчету Mastercard за 2018 год, североамериканские компании ежегодно между собой совершают операций на сумму около 25 триллионов долларов. Аудиторская компания Deloitte, ожидает, что в 2020 году только SMB Соединенных Штатов сделают переводов на 9 триллионов долларов США. И что самое удивительное более 90% малых и средних предприятий в США все еще полагаются на бумажные чеки, согласно исследованию Индекса принятия технологий SMB.
Если верить представленной выше информации компания стоит на пороге быстрого и стремительного роста в последующие несколько лет.
Но вопрос почему за достаточно длительный период времени предприниматели в США не разглядели очевидную пользу продукта остается открытым. Для справки bill.com существует с 2006 года, а основной конкурент sage intacct с 1999 года.
Обзор IPO Bill.com. Финансовые результаты.
Компания находится в убытке/ В таблице ниже все цифры указаны в тысячах, за исключением убытка на одну акцию.
На мой взгляд, достаточно типичная картина. Да, выручка растет, компания привлекает новых клиентов, но и расходы растут соответсвенно. Причем можно еще мириться с расходами на R&D (исследования и разработки) и S&M (продажи и маркетинг), так как первые улучшают продукт, а вторые генерируют клиентов. Однако, рост G&A (административных и общих затрат) в структуре расходов заставляет задуматься. Численность персонала за год выросла на 63%.
Радует рост эффективности продаж на 6.84% от года к году. В 2018 году каждый доллар потраченный на рекламу позволил заработать $3.36. В 2019 году этот показатель увеличился до $3.59. Плюс к этому можно наблюдать высокий процент удержания клиентов. Это безусловно хороший знак.
На момент подачи заявки Bill.com располагает средствами клиентами в сумме чуть меньшими $1.5 млрд.
И хотя на мой взгляд, это фактор риска, есть и плюсы от размещения клиентских средств на счетах компании. Компания инвестирует эти деньги в ценные бумаги инвестиционного уровня. И заработала на этом $7.9 млн. в 2018 году и $22.4 млн. в 2019 году, что составило 12% и 21% от общего дохода соответственно.
Важный момент, к примеру компания Inmode инвестирует свои деньги, а вот bill.com клиентские деньги. Хотя, на мой взгляд, bill.com чисто процессинговая компания. Другими словами, она просто принимает и отправляет деньги клиентов, ведет их учет и все! За это ей платят от 39 долларов в месяц за пользователя плюс комиссии за осуществление платежей. Может быть, в этом и кроется ответ на вопрос, почему 90% SMB не переходят на обслуживание в подобные компании. Как мне кажется, многие видят в этом дополнительный риск для своих денег.
Обязательства.
Летом этого года, компания оформила кредитную линию на $50 млн. на 3 года до 28 июня 2022 года, которая обеспечивается практически всеми активами компании. Других непогашенных обязательств не имеется.
Мошенничество.
Компания сообщает всего о двух случаях мошенничества и связанных с этим убытках. В 2016 году убыток от мошенничества составил 200 000 USD, в 2018 году — 75 000 USD.
На что пойдут деньги?
Информация по этому поводу представлена достаточно скудно. Оборотный капитал и другие корпоративные цели. Также могут быть направлены на разработки, покупки и прочее прочее. Все таки когда речь заходит о публичном предложении хотелось бы видеть конкретику для чего привлекаются деньги.
Клиентская база.
Компания имеет 81 000 клиентов и 1.8 миллиона учетных записей, которых сама компания определяет так:
Члены сети доверяют данные своего банковского счета, что позволяет им подключаться, выставлять счета, оплачивать и получать оплату в электронном виде.
Клиенты же доверяют платформе bill.com управление своими финансовыми рабочими процессами и обработкой своих платежей.
Таким образом, предприниматели предпочитают держать деньги в банке, под своим контролем. А bill.com пользуются исключительно как платформой для выставления счетов и учета. Плюс к этому мы помним, что в США насчитывается 9 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являют потенциальными клиентами bill.com, из которых почти 1.9 миллиона уже в том или ином роде клиенты компании. Смею предположить, что остальные члены самого развитого капиталистического общества, тоже наверняка пользуются услугами аналогичных компаний.
И эти данные идут в разрез с данными, которые приводил выше, о том, что 90% SMB в США пользуются бумажными носителями. За тем исключением, что возможно, подавляющее большинство в этих 90% составляют индивидуальные предприниматели, которые не являются адресным рынком нашего кандидата.
Конкуренты. Обзор IPO Bill.com
Сама копания не находит себе конкретных имен конкурентов и обозначает их следующим образом:
Нашим основным конкурентом остаются устаревшие ручные процессы, на которые МСБ полагались десятилетиями. Другие конкуренты варьируются от крупных фирм, которые в основном сосредоточены на продаже предприятиям, до более мелких нишевых поставщиков решений, которые ориентированы исключительно на управление документами, управление рабочими процессами, решениями для кредиторской задолженности, решениями для дебиторской задолженности или электронным представлением и оплатой счетов.
Однако, g2.com находит достаточное их количество. Все предлагают примерно одно и тоже.
Резюме.
Учитывая все выше сказанное, лично я, не ожидаю безудержный рост акций компании после размещения на бирже.
Если вы желаете принять участие в данном размещении, то можете воспользоваться услугами Freedom Finance. Полный отчет от FFIN можно скачать по ссылке.
Вступайте в мою группу в Telegram, для оперативного доступа к информации. Также в группе можете задать вопросы, связанные с моим проектом, который позволит участвовать в перспективных IPO без LockUP периода с суммой от 2000 долларов.