Найти тему
Как на самом-то деле?

Может ли самолёт уйти от ракеты? Часть 3

Часть 1 Часть 2

Эта и последующая части темы мной не планировались. Но их нужно было написать, чтобы как-то собрать в кучку мнения, изложенные моими читателями в дискуссиях по первым двум.

Итак – преобладает мнение, что самолёт не имеет шансов уйти от ракеты поскольку ракеты:

1. Имеют бОльшую скорость

2. Наводятся в упреждённую точку

3. Имеют бОльшую перегрузку.

Здесь полезная таблица характеристик ЗУР. Имеет смысл скачать

По первому пункту. Рассмотрим самый простой маневр – разворот с выходом из зоны поражения ЗРК. В рассмотрении используем одну из самых дальнобойных на сегодняшний день ракет 40Н6Е и схему зон поражения ЗРК.

Схема автора, при перепечатке ссылка на публикацию обязательна.
Схема автора, при перепечатке ссылка на публикацию обязательна.

Скачать схему можно здесь

Эта ракета имеет среднюю скорость 1190м/с (4300км/ч). На дальнюю границу зоны поражения она будет добираться 400/1,19=336с. Умножим это время на скорость древнего, совершенно неманевренного бомбовоза Б-52 -290м/с, пусть разворот на 180 градусов у него займёт 60с, получим 276*0,29=80км. То есть, если экипаж получит информацию о пуске по нему такой ракеты в момент, когда он не успел еще углубиться в зону поражения более, чем на 80км, то может не спеша развернуться и из зоны выйти. Здесь и далее опускаем размышления о том, что и за официальной зоной ракета может достать и т.п. Будем брать только официальные ТТХ. Так что намного бОльшая скорость ракеты не всегда является решающим фактором.

Для высокоманевренной скоростной цели, например, F-15Игл, способного развернуться за 20с и быстро набрать сверхзвуковую скорость 700м/с это будет уже 316*0,7=220км. То есть он сможет выскочить из зоны поражения, даже если углубился на 150-200км. На самом деле меньше, потому, что скорость 40Н6 -1190м/с средняя, а в глубине зоны она намного выше. И снова скорость ракеты не гарантирует перехвата цели. Но важен принцип - выйти из зоны поражения, если не слишком углубился в неё, самолёт может. Ключевых моментов здесь два: во-первых, у пилота должна быть информация о пуске по нему и расчетном времени до встречи с ракетой; во-вторых – а задачу-то, кто выполнять будет? Такие маневры часто применяются самолётами так называемой «демонстративной группы» предназначенной для отвлечения внимания ПВО.

Поэтому в реальности дальнюю границу зоны поражения ЛЮБОГО(!) ЗРК - нашего, американского, марсианского, по маневрирующим целям нужно считать намного меньшей, чем указана в ТТХ. В ЗРВ существует термины «Гарантированная зона пуска» и «Гарантированная зона поражения». Эти зоны указаны в Правилах стрельбы или подобном документе на комплекс любого производителя, в некоторых ЗРК они рассчитываются аппаратно и представляются расчётам на соответствующих индикаторах, в других начштаба дивизиона должен «проинтучить» с помощью таблиц и номограмм и дать рекомендации по обстрелу командиру. Тактику действий в таких случаях разработала Анка-пулемётчица. Называется – Подпустить поближе.

Представляю себе радость хулителей ЗРК С-400! А-а-а! Значит нечего говорить о зоне поражения С-400 в 400км! Да, вы абсолютно правы! Но дело обстоит совершенно иначе. В ТТХ действительно указана дальняя граница зоны поражения по неманеврирующим целям, каковыми большая часть СВН – средств воздушного нападения, и будет на такой дальности с учётом двух моментов, описанных через абзац выше.

А если они не приближаются к прикрываемому объекту ближе 200-300км, то и чёрт с ними, пущай себе летают в сторонке.

Взгляните на рисунок зоны поражения ЗРК. Помимо маневров, описанных в первой части статьи, есть еще способ уклонения – увеличить параметр цели. Параметр – не самый удачный термин, означает расстояние от ЗРК до курса цели, то есть длину перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на курс. Ещё проще - расстояние, на котором самолёт должен пролететь мимо ЗРК. Этот параметр, начиная с некоторой скорости цели сильно ограничивает возможности по обстрелу. Таким образом лётчику на большом параметре, может быть достаточно изменить курс на 10-30градусов и самолёт оказывается не в зоне, либо включить форсаж, быстро набрать скорость, и параметр курса окажется слишком большим для высокой скорости. Выполнять такие маневры экипаж не в состоянии самостоятельно. Ему должен помогать ВКП – воздушный командный пункт, который всегда принимает участие в налётах, но никогда не входит, даже не приближается к зоне поражения ЗРК. Со времён вьетнамской войны активно использовался ВКП ЕС-135.

Автор фото: TSGT Michael Haggerty, USAF
Автор фото: TSGT Michael Haggerty, USAF

Самолёт EC-135 воздушный командный пункт ВВС США

Могут управлять налётом и самолёты ДРЛОиУ AWACS

Автор фото Джон Вандивер / STARS AND STRIPES
Автор фото Джон Вандивер / STARS AND STRIPES

Самолёт ДРЛОиУ E3A-Centry

На борту каждого из этих самолётов большой экипаж, включающий операторов и офицеров боевого управления

U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Dustin Kelling - Navy News Service
U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Dustin Kelling - Navy News Service

Вот такие самолёты и являются самыми важными целями. Но с ними, в первую очередь, должна бороться истребительная авиация. Может ли самолёт уйти от авиационной ракеты – ответ в следующих частях.

-6

Автор собирает средства на создание аналитического портала. Спасибо за понимание.