Предыдущую статью мы закончили классическим анекдотом о критике.
"Критика" - это именно такой зеленый поток жирных, тупых гусениц, способных уничтожить все, что есть нежное, острое, ценное, прогрессивное. За последнее десятилетие, точнее за последние пять лет, российская пресса была вынуждена расширять свою деятельность. Сначала с "днями свободы",- снабжая нетронутого прохожего сенсационными новостями и прибегая, в поисках читательского никеля, к трюкам кардшеров.
Все это, однако, произошло, когда "Первый год футуризма" появился в третьем альманахе эго-футуристов "Орлы над пропастью" (Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский геральд, 1912).
Автор Иван Казанский (1882-1914) стал известен под псевдонимом И. В. Игнатьев как поэт-эго-футурист, теоретик и издатель. Он основал газету "Вестник Петербурга" (всего четыре номера) и одноименный издательский дом только в области техники, специальных разделов и графики. Однако ни один свет от этих новых лучей не проник в мрачную комиссию "Критики".
И если четыре года назад Эллис жаловался на "вандализм в современной критике", то в настоящее время этот вандализм поднят до четвертой власти. То же самое "перефразирование вещей своими словами", та же тенденция к искажению, те же произвольные выводы, озабоченность типографскими ошибками, оскорбительная инфляция мелочей и молчание о самом главном.
Это своего рода "критическая" обстановка, в которой эго-футуризму суждено было родиться. В ноябре прошлого года (1911 г.) в газете "Эго" вышла первая памфлетная брошюра "Эго-футуризм" В.И.Северянина, создавшая необычный ажиотаж. В ежедневных и еженедельных газетах с возмущением кричали, и только один критик И. В. Игнатьев первым признал главенствующее значение Игоря-Северянина.
Первый весенний концерт "Универсального футуризма", организованный Дирекцией газеты "Вестник Петербурга". Соперники: Игорь Северянин. И. В. Игнатьев. Константин Олимпов.
Начинается ровно в полночь. Сиреневое освещение в парке. Эолические колокола. Невидимые окраины и трубы. Киоски: Уединение. Эго-антологии. Молоко и черный хлеб. Шале Амура. Шведский стол на Восточной веранде дворца рядом с Эстрадой.
Вина из садов князя Юсупова. Розовая форель Гатчины. Флер, апельсиновый чай. Выступление по приглашению Папье-Вердже. Возвращение поезда в 5 утра. Дата концерта будет объявлена во всех столичных газетах и периодических изданиях.
Директор газеты И.В. Игнатьев. Однако, во-первых, неблагоприятная погода в мае, а во-вторых, некоторые трения в администрации привели к идее замены организации поэзо-концерта публикацией первого литературного сборника, посвященного памяти Фофановаа. Среди иностранцев Оскар Уайльд и Шарль Бодлер.
Эго-футуризм положил начало новой эре в жизни Петербургского геральда, из газеты превратился в издательство, в которое охотно перешли литературные гиганты, как в новые земли. Следовательно, тот огонь, к которому все напрасно стремились, оказался в руках современных эгофутуристов - Прометеев. Она бездельничает только ради славы искусства, избегая материализма и политики, так как "Там, где есть политика и золото, нет искусства".
Среди имен объединяют такие контрастные фигуры, как Леонид Афанасьев и Федор Сологуб, А. Скатдин и Валерий Брюсов. Более того, нынешняя коллекция привела к появлению новых дебютов. В июле И.В. Игнатьев совершил поездку в Нижний Новгород, где планировалось издание периодического издания "Я" местными эго-футуристами. Также в июле на сторону эго-футуристов встала русская мысль. Таким образом, права новой литературной империи были признаны самым могущественным из правителей Слова.
В августе "Петербургский вестибюль" напечатал "Стеклянные цепи" и опубликовал первый сборник стихов П. Широкова , "Розы в вине", который был распродан в течение двух недель. В сентябре "Эго" возобновило свою работу с выходом в свет книги "Доктрины всеобщего эго-футуризма:
- 1. Признание Эго-Блага (Унификация двух контрастов);
- 2. Достижение общечеловеческой души (Все-обоснование);
- 3. Прославление эгоизма, как индивидуальной сущности;
- 4. Безграничность художественных и духовных поисков.
Что касается первого пункта доктрины, то известно, что г-н Минский относительно давно и относительно подробно рассматривал вопрос о постоянном равновесии души между двумя противоположностями, например, добром и злом. Не говоря уже о Минском, можно отметить, что эго-футуризм - это квинтэссенция всех школ. Нельзя отрицать тот факт, что эпикурейцы уже признали все оправдания.
Они дали нам следующий пример "все-обоснования": убийца, когда он убивает, оправдан с его личной точки зрения. Судья, наказывая убийцу, также прав с его точки зрения. И, конечно же, закон, который определяет курс как судьи, так и заключенного, также верен. Эта точка зрения верна, но соответствует потребностям правительства, "порядку" систематизации, а не собственному Эго-I, точке зрения эго-анархизма. В квалифицированном анархизме "Я" бесследно растворяется. Второй момент, "достижение универсальной души", вызывает следующий вопрос: если говорить о достижении универсальной души, не означает ли это, что эго-футуристы признают душу.
Тогда как точно они объясняют это признание: по факту или по необходимости? Ответ может быть только один: душа признана фактом, так как программа Академии Эго-Поэзии гласит (пункт V): "Душа есть истина", т.е. "Бессмертие Души есть аксиома". "Но, - отвечают они, - как бы вы опровергли слова Федора Достоевского, который сказал: - Душа моя восстает и возвращает билет к бессмертию".
Это не вопрос опровержения. Очевидно, что Достоевский был неправ, когда говорил об этом. Мысль о Непосвященном теперь переходит к другому вопросу. "Да, я вижу, что эго-футуризм - это нечто колоссальное, творящее полную революцию в искусстве. Эго-футур Катехизис эго-футуризма дорог моему сердцу, но что я должен делать, к каким ритуалам я должен придерживаться, чтобы считаться настоящим эго-футуристом?".
Доктрины отвечают: "Каждый художник или мыслитель, который поддерживает доктринальную солидарность с основателем, является эго-футуристом." Целью каждого эго-футуриста является самоутверждение в Будущем.
В общем, эго-футурист основывается на Интуиции. Если вы не интуитивно понятны, не подходите к эго-футуризму. Она сияет только для тех, у кого есть душа. Для тех, кто является импотентом души и стиха, существует Гильдия поэтов, где трусы и уродцы модернизма опускаются в поисках убежища.
Здесь не нужна душа, как это происходит с иностранными футуристами, которые убили местоимение "я" и не знают всемогущества (отрицают бессмертную душу, объятия анонимного коллективного творчества).
Вышеприведенные параграфы послужат началом обобщения и оценки интуитивно понятной школы будущего сознания жизни и искусства. Но это не срочный вопрос. Мы всегда знаем свою собственную ценность; наша работа доступна для всеобщего обозрения. Оценивая работу этого года, мы потеряли всякую надежду, что Бур, наша критика, хоть малейшим образом повзрослел. Давайте завернемся в тогу Безразличия и повторим слова незабываемых Хьюйсманов: "Где можно спрятаться от бесконечного потока человеческой глупости?".