Подбирая материал для книги "Бог тебе судья" я столкнулся с термином «Окно Овертона», который вроде бы относился к политике, но отчего-то активно муссировали маркетологами в парадигме влияния на общественное мнение.
В интернете термин «Окно Овертона» представляет собой обозначение маркетинговой технологии сознательной манипуляции общественным мнением с неблаговидными целями. Разве автора детективов не может заинтересовать такое? Я стал копать глубже и выяснил, что, действительно, Овертон определял границы допустимых, или безопасных, идей и высказываний в политическом поле.
По замыслу автора, существует некое «окно», в рамках которого идеи, мысли и высказывания политиков не могут быть губительны для политической идеологии, а вот за его пределами - могут и даже будут. Если говорить просто, то в рамках окна высказывания политиков большинству общества будут понятны и близки, а высказывания за его пределами будут казаться немыслимыми. Как выяснилось, маркетологи (не только русские) же пошли дальше и предложили способ, который позволяет идеям за гранью окна войти внутрь и добраться до самой середины, чтобы стать нормой. Наиболее популярным способом является оппозиция.
Любая идея, по мнению мировой практики маркетинга, может быть втиснута в окно Овертона этим способом: об идее нужно сказать, что она немыслима, то есть, обозначить ее место за границей окна; далее необходимо добавить ярых защитников, которые будут с пеной у рта рассказывать о ее достоинствах и умолять посмотреть на нее другими глазами. В такой ситуации окно Овертона не распахнется. Попытки будут беспочвенны. Пока не появится активная оппозиция, которая начнет топить идею, называть ее радикальной (порой используя именно это слово).
Вот именно в этот момент створки распахиваются - общество не любит, когда кого-то яро осуждают, да еще и с позиции силы (а оспаривать и топить молодую идею это всегда позиция силы), и из «немыслимо» идея плавно перетекает в «приемлемо», откуда дальше словно по течению несется в разряд «разумно», а затем в «стандарт» и, как венец, в «действующую норму».
Этот прием — оппозиция — действительно используется, и в большущей части авторами детективных романов, чтобы продемонстрировать как можно повлиять на общественное мнение. Так, например, в 2010 году в Америке вышла книга Гленна Бекки, которой было суждено стать мировым бестселлером, именно его «Окно Овертона» послужило толчком для мирового успеха этой концепции. Хотя ничего такого в ней нет. Приписываемые этой технологии провальные попытки вроде «добровольного ухода» лиц после 70 лет в США, или оправдания оккупации территории США, или успешные кейсы вроде легализации однополых браков, на мой взгляд, сильно притянуты за уши чтобы красиво иллюстрировать технологию.
В реальном сухом остатке в окне Овертона нет ничего таинственного или сильного, разве только название. А теперь вопрос: как и кто распахивал окно Овертона перед вами?..