Что общего между произведениями искусства из собрания Государственного Эрмитажа и, например, монитором компьютера? Вы удивитесь, но картину Поля Синьяка «Гавань в Марселе», написанную в 1906 году, вполне можно считать далеким предком компьютерной графики.
Синьяк и его единомышленники создали научно обоснованный метод разложения сложных тонов на чистые цвета – пуантилизм. Рисунок составлялся из разноцветных точек, наносимых кистью на холст. Однородные мазки чистых красок, складывающиеся в декоративную мозаику, рассчитаны на оптическое смещение цветов при восприятии произведения. Мазок, нанесенный художником точечками, создает ощущение движения, и мы видим, что парусник движется, паруса наполнены воздухом, дым из трубы постепенно растворяется в небе.
Спонтанности импрессионизма здесь противопоставлены рассудочность и педантичность пуантилизма.
«Однажды вечером в гостинице я раскрашивал цветным карандашом неудавшийся набросок, сделанный днем, расцвечивая, без всякой заботы о правдоподобии, море и небо желтым, красным и лиловым, ослабляя краски от центра, занятого кораблем, к краям. И вот этот совершенно выдуманный эффект кажется более реальным, чем две другие картины, написанные по акварелям, сделанным с натуры», – пишет об этой работе Поль Синьяк.
Сегодня, в эпоху IT-технологий, мы понимаем, что в картине Поля Синьяка используется точно такой же пиксельный принцип, что и в любом компьютере или смартфоне. Кроме того, художник сделал еще ряд открытий в живописи. Изучая оптическое восприятие людей, он пришел к выводу, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.