Деньги, несомненно, являются одной из областей человеческого сознания, в которой есть немалая доля тайн и загадок, так как они представляют, с одной стороны, вопрос выживания, а с другой - признание собственной "ценности" с точки зрения материального мира. Кроме того, эта область часто является для нас болезненной, если мы не удовлетворены тем, что у нас есть, из-за личного ощущения неадекватности или из-за противостояния тому образу жизни, который предлагает нам современное общество. У каждого из нас есть ряд убеждений и идентичностей, связанных с деньгами, и каждый из нас действует на их основе, проявляя их в мире.
Есть те, кто рождаются богатыми и остаются богатыми, есть те, кто рождаются бедными и становятся богатыми, есть те, кто рождаются бедными и остаются бедными, есть те, кто рождаются богатыми и становятся бедными. И, конечно же, все это происходит с почти бесконечной серией вариаций, которые зависят от истории каждого из нас и от того, как каждый человек реагирует на эту обусловленность. Есть те, кто соответствует стандартам, полученным от семьи, есть те, кто реагирует на семейные стандарты совершенно наоборот.
Действительно ли мы свободны в этой области или мы действуем и реагируем на условия, которые не позволяют нам принять то, что нам причитается на материальном уровне или заставляют нас следовать определенным моделям, не принадлежащим нам на самом деле?
Иными словами, каковы наши представления о деньгах? Откуда взялись эти представления? Каким образом они обуславливают нас?
В исторически фрагментированной и разноцветной культуре, подобной российской, необходимо учитывать множество переменных, которые могут значительно меняться от региона к региону.
Но все мы более или менее приняли весть Евангелия о том, что богатые никогда не смогут достичь Царства Небесного, потому что они, так или иначе, по своей природе "плохие".
Это может вылиться в ряд шагов, начиная с того, чтобы сделать нищету ценностью и принять наше состояние посредственности, даже если мы не удовлетворены. Другой путь: заставить себя работать ради «барыша» и более или менее осознанно ждать, что рано или поздно мы будем вынуждены сделать не очень чистый и не очень честный выбор, который откроет для нас двери в ад.
Кроме того, "культура нищеты" распространяется и укрепляется также идеями и движениями (как правило, наоборот, атеистическими и антихристианскими), которые выражают себя в различных формах левого интеллектуализма. Капитализм демонизирован ими как корень всех зол общества. И предложенные решения всегда бывают вариациями на основную тему: "Давайте разделим все поровну, отнимем у богатых и отдадим бедных".
Возможно, многие из вас скажут: «Нет, я так не думаю!» Но, если мы немного углубимся в наше бессознательное, мы найдем там эти установки.
Это глубокие и многовековые раны: связь между бедностью и духовностью, чувство вины за благополучие и изобилие, жизнь в ожидании Спасителя, которая накажет богатых и, в конечном итоге, вознаградит бедных, скромных, тех, кто жил в тяжелых условиях, полных жертв и лишений; утешительная идеология Церкви и обман коммунизма, который оказался гораздо более разрушительным и опасным, чем ожидание Спасителя, потому что будущее не принесло никакой пользы и наград.
Даже с востока мы получаем весть об отречении от богатства... Гаутама Будда рождается императором и отказывается от всего, чтобы найти себя... и он не единственный пример на Востоке!
Богатство вряд ли можно определить просто как «изобилие». Редко подчеркивается творческая ценность способности производить богатство. А ведь и сегодня, и раньше, полно примеров того, что люди создают богатство и изобилие в своей жизни, не эксплуатируя других, не становясь преступником или "паразитом" бедных слоев населения.
Определение богатства имеет много аспектов: это не только способность зарабатывать деньги, но и способность жить полной жизнью, в полной мере раскрывая свой потенциал. Наслаждаться всем тем, что может предложить жизнь, в полной гармонии с тем, кто нас окружает и что нас окружает.
В то же время и нищета имеет множество личин. Не нужно быть попрошайками на углах улиц, чтобы быть бедняком, особенно в таком роскошном обществе, как наше. Вы просто можете быть одним из тех, кто проживает свою жизнь, перекидывая овердрафты по кредитным картам, пользуясь рассрочками, кредитными заявками на погашение долгов. И это только для того, чтобы иметь вещи, которые определенно не делают вашу жизнь морем радости, любви и творчества.
Разрешите напомнить вам о том, что говорил Ошо о деньгах:
Без денег не может быть ни развитой культуры, ни общества, ни цивилизации.
Представьте, что деньги исчезают из мира. С ним исчезнет все, что удобно, комфортно. Люди будут доведены до крайней нищеты. Деньги - это невероятная и полезная услуга, и это должно быть оценено.
Нет необходимости отказываться от денег. Деньги должны создаваться, богатство должно создаваться. Без богатства исчезла бы наука, исчезла бы технология, исчезли бы все великие открытия.
Если деньги исчезнут, больше нельзя будет лететь на Луну, осваивать космос. Без денег жизнь становится очень ограниченной, однобокой. Так же, как без языков исчезли бы искусство, поэзия, литература, музыка. Подобно тому, как языки помогают нам обмениваться мыслями, концепциями, общаться, деньги позволяют обмениваться вещами; деньги также являются одной из форм общения.
Мы должны жить и изнутри и снаружи. Ты должен быть богат внутри и снаружи. Богатство красиво: внешнее богатство так же красиво, как и внутреннее богатство. Нет ничего плохого в том, чтобы создавать деньги! Вы можете жить, имея и внутреннее и внешнее богатство, и не нужно быть бедным.
Я уважаю деньги. Деньги - одно из величайших изобретений человека. Это средство. Только идиоты могут осуждать средство. Может быть, они просто завидуют, потому что у других есть деньги, а у них их нет? Их зависть вызывает осуждение!
Деньги - это не более чем научный способ обмена информацией. До того, как появились деньги, у людей были большие трудности. Например: у вас была корова, и вы хотели лошадь. Ты должен был найти того, у кого была лошадь и того, кто хотел корову! И, возможно, вы нашли кого-то, имеющего лошадей, но не нашли желающего на корову! Или того, кто хотел коров, но не имел лошадей! Очень сложная задача!
Такова была ситуация до того, как появились деньги. И поэтому людям суждено было оставаться бедными. Вы не могли ничего продать, вы не могли купить. Это было так сложно!
Деньги все упростили. Тому, кто хочет продать корову, не нужно искать того, у кого есть лошадь. Он продает корову и на вырученные деньги покупает лошадь.
Деньги стали средством обмена, и система бартера исчезла. Деньги принесли человечеству огромную пользу. И поскольку люди научились искусству купли-продажи, конечно, многие разбогатели.
Это надо понимать!