Воскресение с Евангелием.
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Лк. 10, 25-37
Отрывок начинается с очередной попытки со стороны представителя духовной элиты искусить Христа. Цель такой провокации - скомпрометировать Господа в глазах народа, как лжеучителя, нарушающего Закон. Евангелие называет вступившего в диалог со Христом законником, то есть человеком, который углубленно изучал Священное Писание, или, иначе говоря, это был ветхозаветный богослов. Среди народа законники имели большое уважение и назывались «рабби».
Законник обращается ко Христу с вопросом о том, что нужно сделать чтобы наследовать жизнь вечную? Мы помним, что этот вопрос задаётся с подвохом. Но как именно законник хочет подловить на ответе Христа мы можем только догадываться. На протяжении всего служения Христа фарисеев раздражало в Господе, то что Он отвергал их щепетильное, доскональное следование букве Закона, которое приводило их только к гордости и тщеславию. Вероятнее всего законник и здесь ожидал, что Христос отвергнет Закон и тогда Его можно будет обличить в безнравственности. Намек на это мы видим в самом ответе Христа. Но случается то, что законник вероятнее всего не ожидал.
Христос использует распространенный в то время прием диспутов и отвечает вопросом на вопрос. «В законе что́ написано? ка́к читаешь?». То есть отсылает за ответом к Закону, в котором этот богослов знаток. Законник говорит о любви к Богу и любви к ближнему. Иисус этот ответ принимает с одобрением и говорит, что, исполнив две эти заповеди законник найдет то, что ищет.
Следующий вопрос законника задан для того, чтобы выкрутится. «А кто мой ближний?». Здесь опять же важно понимать контекст, в котором этот вопрос произносится. Для многих из нас ответ на этот вопрос очевиден, так как вся европейская культура построена на евангельских принципах. Вся социальная благотворительность сегодняшнего дня (даже никак не обусловленная религией сегодня) есть результат евангельского влияния на нашу культуру. Однако, как оказалось, для человека временен Иисуса Христа это вопрос не был таким очевидным. Для еврея ближний — это исключительно соплеменник, исповедующий те же религиозные взгляды. Но для фарисеев и других религиозных партий этот круг ближних сужается до тех, кто подобен фарисеем. То есть ближний — это соплеменник исполняющий до фарисейской щепетильности Закон. Всякий другой ближним считаться не может.
На этот вопрос Христос отвечает притчей. Путь из Иерусалима в Иерихон, на котором некоторый человек пострадал от разбойников, в те времена был пустынным и, как следствие, на этом пути часто орудовали грабители. Христос нарочно не уточняет кем был этот человек. Но зато уточняет кем были прохожие. В притчи мимо раненного и едва живого проходят священник и левит. Оба они служители Иерусалимского Храма. Из притчи не понятно куда они направлялись в Иерусалим или из него. Также не уточняются причины, по которым они не оказали помощи ближнему. Хотя они этого раненого увидели. Возможно, препятствием помощи пострадавшему священник и левит посчитали предстоящее богослужение в Храме. Если на их руках умрет этот бедолага они оба будут ритуально не чисты. В любом случае Христос здесь в очередной раз указывает на то, что Закон Писания не может быть выше любви к ближнему, так же, как например нарушение субботы и помощь ближнему. Самым логичным завершением этой притчи вероятнее всего должна была быть помощь раненому со стороны рядового еврея. Но Христос усугубляет значение притчи используя образ самаритянина. Несмотря на родственное происхождение народов евреи и самаритяне находились во вражде, обусловленной политическими и религиозными причинами. Корни этой вражды уходят во времена вавилонского плена. Евреи считали самаритян ритуально не чистыми. Ни священник, ни левит не оказались милосердными ближними к этому несчастному. Зато презираемый враг – самаритянин – оказал должную любовь к раненому.
Законник спрашивал Христа о том, кому посвящать свою любовь – кто мой ближний? Тот, кто чтит и исполняет закон, или же всякий соплеменник? Господь предлагает законнику посмотреть на проблему с совершенно другой стороны: никак выбирающему кому оказать, а кому не оказывать дела любви, а с позиции принимающего эти дела любви. Христос как бы говорит: ты законник, оказавшись избитым и полуживым кого из этих троих бы назвал своим ближним? Своих соплеменников? Священника, который прошел мимо тебя исполняя в строгости внешние требования Закона и нарушая главный принцип Писания, или этого самаритянина, на которого бы ты сейчас даже не взглянул, но который в этой притчи как раз исполнил то, что требует Бог? Законнику ничего не оставалось делать, как признать, что ближний - оказавший милость. На что тут же получил от Христа наставления: иди и поступай как этот самаритянин!
Иллюстрируя данный отрывок, мне бы хотелось вспомнить биографию монахини Марии (Скобцовой). Это имя среди верующих Русской Православной Церкви мало знакомо. Скобцова причислена к лику святых в Архиепископии православных русских церквей в западной Европе. Наверное всякого, кто познакомился бы с ее жизнью смутила бы ее причисление к лику святых. Перед эмиграцией она была революционеркой-эсером, была дважды замужем, курила будучи уже в постриге. Согласитесь, что ее образ совершенно не сопоставим с такими святыми, как прп. Сергий Радонежский или прп. Серафим Саровский.
Рискуя своей жизнью, при рейде в оккупированном нацистами Париже, она спасла жизни четырех еврейских детей. Выдавала вместе с духовником благотворительной организации «Православное дело» фиктивные свидетельства о крещении евреям, чтобы спасти им жизни.
Свою жизнь она закончила в газовой камере концлагеря Равенсбрю́ка. Самым ярким эпизодом, иллюстрирующим притчу для нас, может быть ее диалог на допросе в гестапо. На вопрос о том, почему ее дети (кстати, тоже прославленные в лики святых) помогают евреям матушка Мария ответила: «Они помогают, в первую очередь, людям. Они помогают тем, кто попал в беду. И вот мои дети помогли бы и Вам, если бы Вы попали в беду». Удивительное христианское милосердие, готовое помочь в беде врагу. В случае матери Марии это нацист, который ее допрашивал и потом отправил в концлагерь на смерть. Речь не идет о том, чтобы помогать нацисту в его злодеяниях, речь идет о том, чтобы быть готовым помочь человеку в его личной беде, даже если это нацист.
Официальная группа Нижнетагильской епархии
24 ноября 2019 год, Нижний Тагил