Миссисипийский период начался в конце позднего леса около 1000 г. до н.э.
Начало его закрытия ознаменовано европейскими контактами в середине XVIII века, хотя образ жизни миссисипитов сохраняется во всех частях юго-восточной части страны гораздо позже.
Миссисипийская культура простирается на юго-восток и граничит на севере с верховьями реки Теннесси в современной Юго-Западной Вирджинии и реки Камберленд в юго-восточной Кентукки.
В отличие от предыдущих культур, на миссиссипских объектах найдено мало литосредств.
Сельскохозяйственное производство кукурузы в Миссисипи возросло отчасти из-за того, что стратегии обеспечения средств к существованию в позднем лесу были ограничены для поддержания растущего населения.
Вторичными источниками пищи были фасоль, сквош, белохвостый олень, индейка, рыба, пелагические орехи, а некоторые животные, особенно черепахи, были собраны для ритуального или декоративного использования.
Из всех животных, на которых велась охота, белохвостый олень был наиболее популярен, и различные виды медведей часто были вторыми, в зависимости от региона.
Хотя на большинстве участков кукурузы большое внимание уделяется выращиванию кукурузы, на некоторых участках (особенно на участке Кроли-Еванс в Юго-Восточном Кентукки) урожайность ореховой скорлупы выше, чем у кукурузы.
Ранняя Миссисипийская керамика характеризуется равнинной и гладкой поверхностью и преимущественно ракушкой, но иногда известняк или иной характер встречается на большей части юго-востока, кроме восточной.
Изменения от лесной к миссиссипской керамической формы свидетельствуют о том, что лесные народы, преобразованные в миссиссипскую культуру, происходят не от иммигрантов.
Hally and Mainfort обсуждают, что путем создания типологий гончарного дела были разработаны культурные последовательности фаз для конкретных регионов, которые могут быть определены с помощью типологий гончарного дела.
Отдельные культурные последовательности фаз длятся от 50 до 300 лет, и их хронологию легче определить, когда типологии гончарных изделий хорошо документированы.
В отличие от любого из предыдущих периодов времени и родных культур, миссиссипцы были задокументированы европейцами.
Ранние испанские колонии во Флориде и экспедиции де Сото, де Луны и Хуана Пардо составили письменные рассказы, хотя бы минимальные, о миссиссипском образе жизни.
Халли и Майнфорт описывают семь ключевых особенностей миссиссипской культуры, собранных из ранних рассказов:
(1) отдельные вождества состояли из общин, но контролировались одним вождем;
(2) вожди были одинокими, обычно мужского пола, но могли быть женщинами, и считались полубожественными и, возможно, происходящими от солнца;
(3) божественность вождей поддерживалась культом их прямых предков и правилами, позволявшими им контролировать пищу и другие предметы;
(4) вождества контролировались одним или несколькими вождями,
(5) платформенные курганы были неотъемлемой частью политических и религиозных аспектов миссиссипского общества - дома вождя, храма с костями предков вождя и священного огня, находившегося на вершине кургана,
(6) последовательные события, связанные со строительством кургана, произошли тогда, когда вождь умер и разрушил дом вождя и, скорее всего, храм - тогда к кургану был пристроен слой земли до постройки дома преемника и, возможно, храма
(7) вождь имел контроль, хотя и минимальный, над продовольствием и материальными ценностями.
Хотя эти и другие черты миссиссипской жизни чем-то отличаются от тех, что были у их предшественников, ни один процесс или фактор не способствовал развитию миссиссипской культуры.
С переходом к миссиссипской культуре многие, если не все коренные народы юго-востока, усложнились в социально-политическом плане и превратились в вождества.
Степень оккупации вождей племен Миссисипи на всем юго-востоке определяется плотностью и количеством найденных курганов.