«Бандитский Петербург» вошел в число наиболее популярных сериалов постсоветского времени, и до сих пор его периодически можно увидеть на различных телеканалах. В отличие от многих созданных за последние десятилетия фильмов, о существовании которых не сразу вспомнят даже их создатели, «Бандитский Петербург» периодически до сих пор обсуждается в Интернете, особенно когда появляются новости, связанные с различными криминальными авторитетами.
Практически все дискуссии связаны с тем, кто является реальным прототипом изображенных в фильме персонажей. Большинство версий, особенно появившихся в последние годы, явно написаны людьми, которые совершенно не представляют себе картину событий Санкт-Петербурга девяностых годов. Отсюда и самые невероятные предположения, связанные с непониманием того, что сериал, как и его литературная основа, посвящен не «бандитам», а тем, кто с ними борется. И именно поэтому практически все сотрудники РУОПа, журналисты, даже самые эпизодические персонажи имеют реальных прототипов.[С-BLOCK]
Как нетрудно догадаться, главный герой сериала, журналист Андрей Серегин, настоящая фамилия которого Обнорский, «срисован» с самого автора, Андрея Константинова, настоящая фамилия которого Баконин. Конечно, ни в каких событиях, похожих на описанные в сериале, Константинов не принимал участия, но биография Обнорского списана с него. Баконин учился на факультете Восточных языков Ленинградского университета, занимался дзюдо и служил переводчиком в горячих точках, а вернувшись — стал журналистом, пишущим на криминальные темы.
Все сотрудники отдела под руководством Никиты Никитича Кудасова, включая его самого, имеют реальных прототипов. С этим отделом сам Константинов был хорошо знаком, много общался лично со всеми, и его там знали.[С-BLOCK]
Создатели сериала пошли еще дальше, и при подборе актеров на роли сотрудников РУОП старались, чтобы те внешне походили на свои прототипы. В первую очередь это сам Сидихин, исполняющий роль Кудасова. То же касается и сотрудников отдела, особенно единственной и весьма симпатичной девушки, которая действительно там работала. Некоторые другие персонажи, например, следователь прокуратуры Лидия Поспелова из первого фильма «Барон», роль которой исполняет Евгения Крюкова, — реально существующий человек.
Кстати, большинство из сотрудников РУОПа них даже не подозревало о том, что их изобразили в фильме. Все они уже на пенсии, хотя из рядовых оперов многие из них успели дорасти до весьма высоких должностей. [С-BLOCK]
Интересно, что реальных прототипов имеют только положительные герои. Все сотрудники милиции, работавшие на Антибиотика, и прокурор, роль которого исполнил Олег Басилашвили, и замначальника РУОП, полковник Ващанов, сыгранный Андреем Толубеевым, и второстепенные персонажи полностью вымышлены. Правильнее сказать, это собирательные образы "ментов" (а "ментами" у питерских правоохранителей принято называть продажных милиционеров) и искать их реальные прототипы бесполезно.
Что же касается представителей криминального мира, то единственный реальный персонаж, — это Барон из первого фильма. Человека, которого сыграл Кирилл Лавров, в реальной жизни звали Горбатый (настоящее имя Юрий Алексеев) и он действительно специализировался по антиквариату. Андрей Константинов когда-то брал у него интервью в тюремной больнице, где Горбатый умирал от рака. Весь остальной сюжет фильма был все-таки вымышлен.[С-BLOCK]
Главные персонажи с «криминальной стороны» являются собирательными образами. Несмотря на то, что в Москве действительно существовал авторитет по кличке Антибиотик, ничего общего между ним и криминальным героем фильма нет. Тем более не являлся прототипом Антибиотика Владимир Кумарин. Образ Антибиотика вообще не имеет ничего общего ни с одним представителем «мафиозных» структур. Сам Антибиотик в сериале тоже разный. То он явный вор в законе, то типичный предприниматель 1990-х, когда бизнес и криминал были почти синонимами. Образ Антибиотика никак не ассоциируется ни с какой конкретной личностью среди всех представителей питерского криминального мира, хотя что-то общее можно найти со многими.
То же касается и его противника Гургена. И хотя считается, что у Гургена есть реальный прототип в лице московского криминального авторитета Отари Квантришвили, на самом деле противостояние Антибиотика и Гургена — это противостояние двух групп в Петербурге, русской и кавказской. Причем это противостояние выходило за рамки города и было гораздо шире.[С-BLOCK]
Наверное, самым интересным в плане прототипов была сцена в фильме «Адвокат», на которую мало кто обратил внимание. Это эпизод на даче у Антибиотика, когда Челищев мстит за смерть Доктора. В этом эпизоде, кроме эффектной драки в исполнении Дмитрия Певцова, показана еще и сходка криминальных авторитетов. Подборка актеров сделана так, что в них легко узнаются многие известные личности, которые на самом деле никогда бы реально не собрались вместе. Фотографического сходства нет, но нетрудно догадаться, что сам Константинов изображает Кумарина. В одном из сидящих можно узнать Михаила Глущенко. Кстати, перед этой сценой Антибиотик говорит: «Звони Иванычу», а так называли именно Михаила Ивановича Глущенко. Большинство «присутствующих» за тем столом людей сейчас являются крупными бизнесменами, да и в 1990-е они в большинстве своем уже легализовались и вели официальный бизнес, потому едва ли кто-нибудь захочет упомянуть их имена.
А вот персонаж Толя Доктор из фильма «Адвокат» своего прототипа имел. Звали его Олег, работал он телохранителем у одного из крупных предпринимателей, имел очень характерную внешность «добрый и страшный». Погиб в автомобильной катастрофе в девяностые.[С-BLOCK]