57 лет назад на экраны вышла знаменитая короткометражка.
Комедийные фильмы, насколько бы качественными они ни были, в большинстве своём годятся лишь для разового просмотра. Но комедии Гайдая - не в счёт: эти забавные и остроумные истории без глупости и пошлости, присущей западному кино, мы пересматриваем каждый год, и всегда они вызывают искреннюю улыбку.
В 1961 году мир впервые увидел на экране самых знаменитых гайдаевских персонажей - Труса, Балбеса и Бывалого – они появились в десятиминутке «Пёс Барбос и необычный кросс». А 8 января 1962-го, ровно 57 лет назад, вышла вторая короткометражка с участием этих же героев – «Самогонщики».
Никаких лишних слов, только смешные трюки, гениальная музыка Никиты Богословского, собака и трое друзей, которые в лесной избушке варят самогон. Закончив с работой, троица пробует готовый продукт и шутки ради кидает кусочек сахара, смоченный в самогоне, псу. Тот опрокидывает бутылки, вытаскивает из аппарата змеевик и вместе с ним убегает в лес. Начинается погоня, полная уморительных моментов.
По случаю очередной годовщины со дня выхода «Самогонщиков» портал Teleprogramma.pro выяснил несколько интересных фактов о появлении в советском кино Труса, Балбеса и Бывалого
Гениальная идея после двух неудач подряд
Мало кому известно, но создать знаменитую троицу Леониду Гайдаю помог творческий кризис. В 1958 году снятую им сатирическую комедию «Жених с того света», мягко говоря, не одобрил худсовет. Неудачным получился и историко-революционный фильм «Трижды воскресший». Чтобы отпустить ситуацию, вместе с женой, Ниной Гребешковой, Гайдай поехал к своим родителям в село Глазково под Иркутском. На чердаке родительского дома Леонид перебирал старые газеты и в одной из них нашел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», рассказывающий о том, как трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу динамитом, но им помешала собака.
Режиссёр решил положить этот нехитрый сюжет в основу сценария короткометражки и сам придумал клички для троих героев. Дело оставалось за малым – найти актёров с подходящим типажом.
Вицин, Моргунов и«глиста» из цирка
Георгий Вицин уже снимался у Гайдая – играл Фикусова в «Женихе с того света». Режиссёр помнил его и сразу решил, что на роль Труса этот актёр подойдёт идеально.
Балбесом вполне мог стать Сергей Филиппов, но у него было полно работы и полагаться на него не рискнули. Помог Вицин: рассказал, что в цирке на Цветном бульваре видел клоуна, внешне «напоминающего глисту». Гайдая такое необычное описание заинтриговало и он пригласил клоуна – Юрия Никулина – на просмотр. Так был найден Балбес.
На роль Бывалого руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев посоветовал взять Евгения Моргунова, в то время никому неизвестного. И совет пришелся как раз кстати.
И «Пса Барбоса», и «Самогонщиков» снимали близ посёлка Снегири в Истринском районе Московской области, там, где сейчас всё застроено современными коттеджами. Бревенчатый домик, в котором жулики варили самогон, построили там же, возле Снегирей, недалеко от берега Истры.
Взрыв динамита и сцена с горящим деревом, которые мы видим в первом фильме, были сняты по соседству с дачей Ивана Семёновича Козловского в дачном товариществе «Мастера искусств» в деревне Жевнево.
Сюжет второго фильма пришёл из цирка
Гайдай не знал, что еще можно снять после «Пса Барбоса», однако на помощь ему пришёл Юрий Никулин. В цирке он уже играл подобную сценку, а теперь рассказал о ней режиссёру.
Новой проблемой стал отказ Моргунова участвовать в съемках. А какая же это будет троица, если из неё «выдернуть» одного из участников? К счастью, всё тот же Иван Пырьев поговорил с Евгением и заставил его передумать.
Злопамятный Барбос
Своенравный пёс-актёр по кличке Брёх во время первых съемок доставил группе немало проблем и к тому же невзлюбил Моргунова до такой степени, что даже начал его кусать. Когда его же пригласили играть собаку в «Самогонщиках», оказалось, что неприязнь к Бывалому за несколько месяцев не улетучилась.
Ситуацию спас один из членов съемочной группы - предложил на эту роль свою овчарку по кличке Рекс. Как ни странно, Рекс тоже начал кидаться на Моргунова, в связи с чем актёр говорил, что это Брёх настроил против него сородича. Они так и рычали друг на друга, но продолжали работать.
Опасная работа
Юрий Никулин мог серьезно пострадать при съемках сцены, где он катится в огромном снежном шаре. Спецэффектов тогда не было и декораторы использовали для этой сцены два шара: из папье-маше и из снега. Сперва с горы катился первый шар и ударялся о дерево. Затем этот шар убирали и скатывали настоящий снежный ком с Никулиным внутри. Чтобы изобразить удар кома об дерево, под него подкладывали немного взрывчатки, однако в первый раз пиротехник ошибся в расчётах и взрыв оказался слишком сильным. Актёр чуть не потерял сознание, но всё же согласился на второй дубль. Он был более удачным.
Друзья в кадре, но не в жизни
Зрители думали, что после совместной работы в фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» забавная троица неразлучна и в жизни. Но это было не так – Вицин, Никулин и Моргунов за пределами съемочной площадки не встречались.
А вот Леонид Гайдай с Юрием Никулиным на съемках очень сблизились и всю оставшуюся жизнь дружили семьями. С Вициным режиссёр тоже был на связи, а с Моргуновым они поссорились после «Кавказской пленницы» и больше не встречались.
Международное признание
Короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» приобрели для показа более сотни государств. Этот фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, получил почетный диплом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. «Самогонщиков» показали примерно в 70 странах.