Найти тему

Управление экономическими процессами в городских системах. Часть 2

https://c.pxhere.com/images/70/79/5e5616b7fdaf199d55d3a9af362f-1432759.jpg!d
https://c.pxhere.com/images/70/79/5e5616b7fdaf199d55d3a9af362f-1432759.jpg!d

Проблемы, присущие процессу планирования и организации городских пространств города, характерны для процесса их создания и функционирования:

  • отсутствие четких и точных алгоритмов. Учитывая большое количество участников процесса создания городских пространств, возникает ситуация, когда "левая рука не знает, что делает правая". Несогласованность действий приводит к большим финансовым затратам в процессе строительства и эксплуатации городских районов и постоянному ремонту;
  • сложность коммуникации и координации между большим числом участников процесса. Разделение ответственности за отдельные участки городского пространства между различными балансовыми держателями приводит к отсутствию чувства "хозяина города";
  • отсутствие приоритетности пространств. В городе всегда есть все меньше и больше важных мест. Они могут различаться по функциям, размеру и, самое главное, по ценности для местного сообщества. Отсутствие системы, научной поддержки и долгосрочной стратегии и тактических мер приводит к низкому качеству создания городских пространств;
  • отсутствие реальной конкуренции между строителями и организациями, ответственными за содержание территорий. Несовершенство процедуры государственных закупок приводит к тому, что коммерческие структуры не заинтересованы в работе с бюджетом города;
  • игнорирование некоторых нормативных требований при создании и эксплуатации городских пространств. Отсутствие системы контроля качества выполнения как проектной документации, так и строительных работ приводит к игнорированию некоторых нормативных требований. Особенно это касается вопроса доступности и деятельности для людей с ограниченной мобильностью.

Существующие механизмы участия граждан (общественные слушания, дискуссии, общественные советы, система рассмотрения жалоб и т.д.) не обеспечивают эффективной реализации "права города" на равное участие граждан в градостроительной деятельности. Отсутствует система доступной информации бизнеса и граждан об их правах и обязанностях в области городского общественного пространства. Частные интересы в городском пространстве часто противоречат общественным интересам и доминируют над ними. Процессы принятия решений непрозрачны; информация, касающаяся развития городского пространства, зачастую недоступна для граждан. Это становится источником конфликта. Городское общественное пространство является ограниченным общим ресурсом. Соответственно, возможности ведения в нем хозяйственной деятельности также ограничены. Неконтролируемая коммерциализация общественного пространства вызывает доминирование экономических функций и ведет к его деградации.

Несовершенство финансовой поддержки

Тарифы, по которым предприниматели платят за рекламу, экономически нецелесообразны. Отсутствие конкурентных механизмов предоставления права на рекламу сдерживает рост поступлений в городской бюджет. Объем оборудования для демонтажа незаконных рекламных конструкций недостаточен. Плата за пользование городскими общественными пространствами не относится непосредственно к развитию этих объектов. Привлечение средств частных лиц (спонсоров и меценатов) для развития городского пространства носит нерегулярный и зачастую непрозрачный характер.

Нарушение правового регулирования. Существующая система регулирования совершенствования вопросов характеризуется следующими проблемами:

  • недостаточное регулирование на национальном уровне вопросов размещения сетей мобильной мелкой розничной торговли; неурегулированность на национальном уровне вопросов размещения информационных табличек и табличек, которые не считаются рекламой;
  • наличие недостаточно строгих санкций за административные правонарушения за нарушение правил благоустройства населенных пунктов;
  • отсутствие на уровне национального законодательства механизма направления части штрафов, взысканных с нарушителей правил благоустройства населенных пункт

Существующие механизмы мониторинга состояния городской среды и контроля нарушений в области пространственного развития городов неэффективны. Существует большое количество надзорных органов, но нет четких механизмов, критериев и стандартов контроля. Отсутствуют научно обоснованные современные системы мониторинга и стандарты качества (комфорт, доступность, безопасность, уровень сервиса) городской среды, позволяющие эффективно оценивать ее состояние и разрабатывать меры по решению проблем с помощью современных электронных средств и программного обеспечения. Оценка состояния городского пространства неэффективна и непрозрачна, в результате чего бюджетное финансирование зачастую направляется не на те объекты (пространства), которые действительно в нем нуждаются. Независимой оценки и анализа пространственного развития городов не проводится.

Основы пространственного развития систем города

Природа крупных городов динамична, они находятся в состоянии постоянных изменений. Однако за последние несколько десятилетий города мира претерпели особенно заметные изменения. Более того, главной движущей силой этих преобразований можно назвать неолиберальную реструктуризацию. Результаты перехода к постиндустриальной пострайонной экономике, которые, по словам Дэвида Харви, "находят свое отражение в пространственных формах наших городов, в которых растет доля укрепленных территорий, закрытых для сообщества приватизированных общественных пространств, находящихся под постоянным контролем". Харви пишет о переходе к "предпринимательской" модели управления городом. Эта модель обеспечивает конкуренцию между городами и частно-государственным партнерством, что приводит к получению прибыли частными компаниями, а затраты становятся государственными.

Пространственный потенциал является многоуровневым объектом управления, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической и территориально-производственной системы на национальном уровне, а с другой - в условиях конкретных микроэкономических процессов и условий территориального планирования. Эта особенность определяет методы управления городскими территориальными ресурсами. Основой правильно упорядоченного использования пространственного потенциала города является комплексное решение пяти основных задач:

  • экономический - направленный на рациональное использование пространственных ресурсов с эффективным размещением и использованием основных факторов производства;
  • техническое - решение проблем, связанных с рельефом местности, качеством почвы, другими инженерно-геологическими условиями;
  • социальное - обеспечение выполнения основных социальных функций городского пространства - обеспечение жильем, образованием, услугами, трудом, отдыхом, управлением;
  • эстетическое - обеспечение полного соответствия эстетических качеств окружающей среды;
  • окружающая среда - обеспечение жизнедеятельности окружающей среды, выражающейся в физических, санитарно-гигиенических и климатических параметрах, защита населения города от воздействия негативных факторов, рациональное размещение производственных площадей по отношению к местам отдыха и проживания.

Опыт большинства европейских стран показывает, что рациональное управление потенциалом крупного города является одним из основных способов повышения эффективности его пространственного развития. Особое значение в этом процессе имеет изучение методологических принципов и подходов к управлению потенциалом пространственного развития крупного города.

Либерализация градостроительных процессов является важным элементом развития демократических принципов в обществе. Однако для достижения положительных результатов в таком подходе необходимо развитие конкурентного рынка, создание института городского сообщества и отлаженной системы контроля за формированием городского пространства.

Основной целью создания городских пространственных систем является рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов на принципах их диверсификации, согласования интересов как органов власти соответствующего уровня, общественности и представителей бизнеса. Так и есть:

  • усиление внутренней консолидации экономического, социального и культурного развития отдельных территориальных сообществ;
  • обеспечение концентрации экономических ресурсов на приоритетных направлениях развития с соответствующими секторами;
  • обеспечение сближения условий жизни населения, органов государственной власти и бизнеса на отдельных территориях;
  • развитие организационно-правовых форм взаимодействия территориальных громад с бизнесом и властью;
  • реализация программы и целевой методики и инновационных технологий для облегчения взаимодействия территориальных громад, бизнеса и власти.