Найти в Дзене
Записки археолога

Корни дарвинской археологии в скандинавской истории XIX века.

Эволюция, несомненно, является одним из любимых, наиболее часто используемых и, возможно, наиболее часто употребляемых слов в археологии. Однако эволюция происходит под разными предлогами, и только в последние десять лет к археологическим раскопкам стал проявляться явно дарвинский подход. Сегодня количество работ, в которых используется теория Дарвина, растет почти экспоненциально, что, возможно, отражает нынешнюю популярность применения теории Дарвина к человеческому поведению, включая культуру, в более общем плане. Хотя в этой дарвинской или эволюционной археологии существует значительное разнообразие, и оно сосредоточено в первую очередь на двух наиболее активных американских сторонниках: Майкл Дж. О'Брайен и Ричард Ли Лайман. В длинной серии публикаций они не только выдвинули "радикально эмпирический", но и весьма работоспособный дарвинский подход к анализу артефактов, но и проследили интеллектуальные корни до ряда ключевых фигур в американской археологии начала 20 века. Несмот

Эволюция, несомненно, является одним из любимых, наиболее часто используемых и, возможно, наиболее часто употребляемых слов в археологии.

Однако эволюция происходит под разными предлогами, и только в последние десять лет к археологическим раскопкам стал проявляться явно дарвинский подход.

Сегодня количество работ, в которых используется теория Дарвина, растет почти экспоненциально, что, возможно, отражает нынешнюю популярность применения теории Дарвина к человеческому поведению, включая культуру, в более общем плане.

Хотя в этой дарвинской или эволюционной археологии существует значительное разнообразие, и оно сосредоточено в первую очередь на двух наиболее активных американских сторонниках: Майкл Дж. О'Брайен и Ричард Ли Лайман.

В длинной серии публикаций они не только выдвинули "радикально эмпирический", но и весьма работоспособный дарвинский подход к анализу артефактов, но и проследили интеллектуальные корни до ряда ключевых фигур в американской археологии начала 20 века.

https://www.pinterest.ru/pin/111464159511395924/
https://www.pinterest.ru/pin/111464159511395924/

Несмотря на внушительное количество стипендий, которые были выделены на эти работы, и образцовую издательскую стратегию, которая сыграла немаловажную роль в продвижении этого особого подхода, их версия истории археологии может быть подвергнута критике как написание "частичных историй".

Как отметил Мюррей, такие истории обычно используются археологами для оправдания своего особого подхода и придания гравитации новому методу, связывая его с некоторыми почтенными основателями этой дисциплины.

Дарвинизм, как он понимается сегодня, весьма отличается от дарвинизма 19 века. Часто скрытый язык академических кругов 19 века в сочетании с отсутствием стандартизированных конвенций о цитировании, делает толкование старых текстов довольно неоднозначным, особенно когда речь идет о попытках увязать документы и идеи на разных континентах.

На первый взгляд, они ясно показывают, что для некоторых археологов дарвинизм сыграл определенную роль в определении и кодификации археологических практик во второй половине 19 века.

Позже комментаторы недооценили важность дарвиновской теории, и их возражения обсуждались.

Получается, что они тоже, возможно, пытались написать частичные истории, в то время занимая менее оптимистичную позицию по отношению к дарвинской теории.

Можно утверждать, что существует важная связь между ранней европейской археологией и дарвинской теорией.

В своем историческом эксгезисе американской археологии О'Брайен и Лайман идентифицируют двух человек, которые сыграли важную роль во внедрении инновационных методов в археологию: немецкого иммигранта Макса Уле (1856-1944) и датского иммигранта Нельсона (1875-1964).

https://www.pinterest.ru/pin/734579389203657057/
https://www.pinterest.ru/pin/734579389203657057/

Вполне возможно, что они действительно изобрели ряд интересных методов квазиэволюционного анализа артефакта, но имеются значительные косвенные доказательства того, что они фактически импортировали ключевые концепции и методы из Европы.

Многие важные события в молодой европейской археологии произошли в Скандинавии.

Археологические исследования в Скандинавии на протяжении большей части XIX века проводились методологически заблаговременно.

Благодаря высокому уровню образования среднего класса, относительному процветанию и сильно централизованной системе национальных музеев, датские и шведские ученые смогли классифицировать и синтезировать, гораздо раньше, чем где-либо ранее, многочисленные находки, полученные различными учреждениями в результате расширения сельскохозяйственной деятельности.

Историю дарвинского археологического мышления в Европе после некоторых публикаций известных ученых становится трудно проследить.

Вторая мировая война вызвала значительный разрыв, и в 1960-е годы явные рассуждения о дарвинизме встречаются редко.

В 1960-х годах вновь появились эволюционные подходы, такие как "Аналитическая археология" Дэвида Кларка (1968) и Андре Лерой-Гурхан (1964) "Геста и УДО".

Исторически связанные с гуманитарными науками, а не с биологической антропологией, очень немногие археологи в Европе когда-либо были достаточно знакомы с биологической теорией и методом для установления важных связей; растущий дисциплинарный охват и специализация с обеих сторон сдерживали плодотворный обмен идеями.

В начале 1990-х гг. вышла короткая книга "Дарвиновское возрождение" в форме теории культурного вируса Бена Каллена.

Дарвинское мышление среди европейских археологов восходит почти к рождению самой доисторической археологии.

Следствием этого является то, что первые американские археологи, которые, как утверждают, сыграли ключевую роль в создании основ для истории эволюционной культуры, выросли в интеллектуальной среде, в которой эти идеи были не редки.

Есть надежда, что частичная история теперь немного более полная.