Преодолевая частную и общественную жизнь, ранняя французская женская пресса - журналы и брошюры, которые начали появляться в 18-м и начале 19-го веков - может дать уникальное представление о повседневной борьбе и успехах женщин в течение особенно бурного периода в истории Франции.
Женские журналы сегодня часто считают идеологически конформистскими. Считается, что они продвигают ограниченный спектр женских ролевых моделей и укрепляют нормы, касающиеся положения женщин в патриархальном обществе. Содержание большей части ранней французской женской прессы представляет собой совершенно другую картину.
Истоки французской женской прессы относятся к 18 веку. Первый женский журнал Le Journal des dames , был опубликован с 1759 по 1778 год.
В этот период французские женщины не имели права на политическое представительство. Несмотря на акцент Просвещения на правах личности, женщины не считались равными с мужчинами. Их образование было менее обширным, чем у мужчин, с точки зрения как преподаваемых предметов, так и продолжительности, что привело к высокому уровню неграмотности.
Драматург и социальный реформатор Олимп де Гуж в 1791 году разработал свою собственную Декларацию о правах женщины и гражданина в ответ на то, что она считала гендерным неравенством в первоначальной Декларации 1789 года.
Наполеоновский кодекс 1804 года юридически обязал жён подчиняться своим мужьям и дал полный контроль над всем имуществом. Так как же эти самые женские журналы были связаны с правами и ролями французских женщин в то время?
Создание сообществ женщин
Ранняя французская женская пресса охватывает целый ряд жанров, от литературного обзора до модного журнала до более социально сознательного феминистского журнала, который стремился улучшить условия труда для женщин. У этих публикаций было множество целевых читателей, в зависимости от того, какие проблемы они затрагивали, а это, в свою очередь, частично зависит от их исторического периода публикации.
Так же, как Революция 1789 года дала толчок для женских журналов и брошюр, чтобы усилить их требования к половому равенству, журналы во время Восстановления принимают моралистический тон, сосредотачиваясь на более беззаботных областях, таких как мода и характеризуя читателей-женщин как хранителей очага и образцов добродетели.
Как уровень грамотности, так и расходы на самые ранние женские журналы явно ограничивали их читательскую аудиторию, хотя журналы передавались среди друзей и читались вслух.
Женщины-авторы, такие как мадам де Савиньяк, которая в мае 1833 года опубликовала в Le Journal des femmes литературу для молодежи, высоко оценили роль женских журналов в поддержке интеллектуальных достижений женщин и в том, чтобы дать авторам-женщинам уверенность в отказе от своих мужских псевдонимов.
Многие женщины-авторы взяли мужские псевдонимы чтобы сохранить анонимность и повысить вероятность публикации в издательском мире, где доминируют мужчины.
Гражданский феминизм
Женские журналы являются зеркалом общества, в котором они издаются, но также могут помочь изменить аспекты этого общества. Как и в современной женской прессе, первые женские журналы во Франции также подавали идею лучшей жизни. Но вместо того, чтобы апеллировать к материалистическим устремлениям читателя, они сделали это, подчеркнув необходимость личной и общественной ответственности женщин. Они продемонстрировали форму «гражданского феминизма».
Если содержание варьировалось в зависимости от журнала и рассматриваемого исторического контекста, радикальность повестки дня и повествований, которые пропагандировали эти журналы, поражали. Многие журналы - в частности, модная пресса - все ещё оставались консервативными в своем мировоззрении. Но многие другие столкнулись с законодательными и социальными предрассудками в отношении женщин, стремясь укрепить их права - разводиться или голосовать - и улучшить свое положение во французском обществе путем поощрения более интеллектуального образования для женщин.
Было бы преувеличением сказать, что редакторы-женщины сосредоточили свое внимание на том, чтобы в своих периодических изданиях ставить полную повестку дня в защиту женщин, или утверждать, что они считают себя сначала активистами-феминистками, а затем журналистами. Но, тем не менее, это правда, что их журналы часто содержали конкурирующий и альтернативный дискурс для женщин, значительно отличающийся от модели, широко принятой в мейнстриме.
Ранние французские женские журналы также боролись за более инклюзивный французский канон, который серьезно относился к женщинам-авторам. Они отстаивали право женщин выбирать своих мужей в возрасте организованных браков и поощряли женщин с несчастными браками анонимно писать о своих проблемах.
Они ходатайствовали об улучшении условий образования и занятости женщин. Для своих современных читателей эти ранние журналы способствовали интеллектуальному, семейному и профессиональному вкладу женщин во французское общество.