Застенчивость отражает беспокойство о себе в ответ на реальное или воображаемое социальное взаимодействие, характеризующееся негативными самооценками и социальным подавлением. Застенчивость является широко распространенной чертой, согласно сообщениям, 90% населения испытывает ее в определенный момент своей жизни, меньшая часть (около 40%) опрошенных учащихся средних школ и колледжей характеризуются как скромные по своему расположению. Еще меньший процент детей (10-15%) был охарактеризован как умеренно застенчивый.
Кроме того, опыт и застенчивость весьма неоднородны: не все стеснительные люди одинаковы. Идея о том, что существуют, разные типы робости, не нова. Ученые описали два типа конституционной робости, активную форму, которая, по их мнению, включала хроническое избегание социальных ситуаций, и пассивную форму, возникшую в результате новых ситуаций и первоначального избегания этих ситуаций, но которая рассеивалась по мере того, как эти ситуации стали более привычными. Существуют по крайней мере два типа застенчивости, возникающие в результате взаимодействия невротики и экстраверсии:
- социальная застенчивость (т.е. высокий невротизм и высокая экстраверсия)
- интровертная застенчивость (т.е. высокий невротизм и низкий экстраверсия).
Аналогичное положение было выдвинуто примерно 25 лет спустя, когда утверждали, что застенчивость и общительность концептуально и эмпирически ортогональные конструкции. Общительность может взаимодействовать с застенчивостью, чтобы получить по крайней мере два подтипа: избегающая и сознательная застенчивость.
Как развивается застенчивость и каковы ее причины?
Модель застенчивости в развитии.
За последние два десятилетия была предложена и усовершенствована модель развития стеснительности, которая предполагает наличие как минимум двух подтипов стеснительности, избегающих и конфликтующих, коренящихся в раннем темпераментном страхе: страх перед незнакомцами/социальной новизной и страх негативной самооценки. С увеличением возраста развития, относительный баланс темперамента к самосознанию меняется в зависимости от концептуализации застенчивости. Например, с возрастом самосознание становится определяющей чертой стеснительности по отношению к темпераменту, но важно также отметить, что два подтипа застенчивости различаются по темпераменту-самоосознанию континуума как функции от возраста развития.
Модель состоит из пяти основных постулатов:
- застенчивость возникает в социальном мире по всему развитию в результате взаимодействия раннего темперамента, самосознания и опыта ребенка, на которые по-разному влияет множество контекстов в зависимости от возраста развития;
- концептуализация застенчивости может варьироваться от темперамента до самосознания, с относительными различиями в "концептуальных" весах также в зависимости от возраста развития личности;
- умеренный страх может быть необходимым, но недостаточным условием для развития человека;
- темпераментный страх может быть необходимым для развития, но не достаточным;
- существует ранняя застенчивость, связанная с умеренным страхом, который с возрастом перерастает в избегающую застенчивость, и более поздняя, которая связана с умеренным страхом и умеренной общительностью, но сильно зависит от социального и когнитивно-аффективного развития человека;
- они являются динамичными и могут пересекаться в процессе развития, в значительной степени отличаются друг от друга с уникальными поведенческими, психофизиологическими и психиатрическими коррелятами и результатами в процессе развития.
Периоды развития
Младенчество
Младенческий период характеризуется реактивностью и регуляцией биологических систем, а также переживанием основных эмоций, закладывающих основу для развития личности. В течение 1 года жизни появляются темпераментные предрасположенности к стеснительности в форме поведенческого подавления социальной новизны. Социальное поведение младенца во многом определяется индивидуальными различиями в биологической реактивности и регуляции на сенсорные стимулы. Кроме того, некоторые младенцы имеют темпераментное предубеждение опасаться дисрегуляции, в частности, новых стимулов.
Детство
Раннее детство характеризуется ростом когнитивного развития и социальной осведомленности. В раннем детстве (т.е. на 2-3 году жизни) наблюдается развитие темпераментной стеснительности, с появлением самосознания и способности испытывать сознательные эмоции. Проявляется большее влияние родителей и сверстников на формирование самосознания ребенка. Примерно в это же время (на 3-4 год жизни) наблюдается расхождение в двух типах темпераментной застенчивости. Один из видов темпераментной застенчивости, раннее развитие избегающей застенчивости по-прежнему определяется темпераментом и поддерживается страхом на протяжении всего развития.
Второй вид застенчивости начинается в возрасте 3-4 лет, но может проявиться и в любое время после дошкольного возраста. Этот тип застенчивости развивается в соответствии с ростом социального когнитивного развития, происходящего в этом возрасте. В дошкольные годы развить застенчивость можно, из-за негативных социальных влияний и переживаний, таких как сверстники, семья и насмешки, - не будучи при этом застенчивым в детстве. Соответственно, темпераментное торможение может быть необходимым, но недостаточным условием для развития этого вида застенчивости в некоторых обстоятельствах, поскольку сознательная застенчивость может возникнуть из социального опыта.
Какова функция застенчивости?
Застенчивость отчасти является результатом конфликта между конкурирующими эмоциями интересов (необходимость быть социально любимым и принятым) и страхом (страх перед негативной самооценкой со стороны других). Опыт этих противоречивых эмоций, функционировавших как субстандартная мера предосторожности, связанная с базовой системой страха перед угрозой негативных оценок и потенциальной угрозой для эго, которые возникают при наличии социальных интересов и потребности в социальном признании. Недавно появились эмпирические данные о том, что за обработкой социальных стимулов у людей следует осторожность.
Этот тип застенчивости и самосознания является уникальным для человека, и его биологические механизмы отражают эволюционно новые социально-когнитивные схемы мозга. Ученые полагают, что застенчивость является рефлексивной составляющей темпераментного страха и перерастает в сознательную.